Туризм в Татарстане
История Туризма в Татарстане На байдарке по Ветлуге (планируя свой отпуск) Илеть - 2001г.

Главная | «Филькина Грамота» | Отчеты о походах | Спортивный туризм | Клубы
«Общалка» | «Из Рук в Руки» | Фотогалерея | Поиск | Ссылки


«Филькина Грамота»
Предыстория

Все статьи
Новые статьи
Популярные статьи

По тематике
Соревнования
Снаряжение
Питание
Походы
Районы
Прочее
Люди

Поиск в статьях


Кнопки

Страница спортивного туризма Архипова И.

Турклуб МАИ



Александр Кашеваров, Владислав Щедров
На байдарке по Ветлуге
Версия для печати | Комментарии (0)

На байдарке по Ветлуге
(Планируя свой отпуск)

Для полноценного отдыха совершенно не обязательно лететь самолетом на юг, за пределы страны, за три моря. Прекрасно отдохнуть можно без больших финансовых затрат, да и не каждый организм с пользой перенесет резкую смену климата. Достаточно взглянуть на карту нашей Родины, чтобы выбрать место отдыха себе по душе. Каждая республика, каждый край или область имеют природное своеобразие. Так как же не познакомиться с прошлым и настоящим родного края, не проникнуться уникальной природой.

В эпоху географических открытий самым увлекательным занятием был поиск новых земель в океанах и новых непройденных, невиданных краев на суше. Мы, к сожалению, родились в период, когда все земли, моря и океаны уже открыты и прорисованы на картах, но все равно с радостью отправляемся в места, где еще не бывали, влекомые жаждой пусть маленьких, но открытий.

Однажды летом, когда так хочется отдохнуть на природе, а надолго уехать не позволяет работа, после телефонного звонка: "Пошли на байдарках на Ветлугу...", собралась небольшая компания с целью оттянуться за неделю по полной программе и вкусить за небольшие деньги настоящего путешествия. Сборы были недолги: позанимав у приятелей байдарок и захватив необходимое снаряжение, прибыли на ж/д вокзал. Путь лежал на Нижний Новгород. Экономя силы на переноске тяжестей и нервы в борьбе со злобными проводниками, так и норовящими объявить наш багаж негабаритным и слишком тяжелым, продукты брали только на поезд. Все продукты на маршрут удобно закупать на ближайшем Нижегородском рынке и в городке минимаркетов, обильно растущих возле вокзала. Тем более, что все равно до электрички надо как-то убить время.

После непродолжительной, но плодотворной остановки в Нижнем Новгороде, отяжелев от закупленных продуктов, вползаем в электричку до Уреня. За окном проплывают леса, перелески, поля со стогами, мосты через реки - до боли знакомая природа средней полосы. От станции Урень до города Ветлуга, что стоит на берегу самой реки Ветлуги, предстоит ехать автобусом. Выходные дни, местные линии, извечная давка разъезжающих старушек. Кое-как берем билеты и с превеликими извинениями упаковываемся в раздувшийся ПАЗик. Кочки и колдобины российских дорог творят чудеса - к концу поездки каждый занимает "свое" место и кажется, что уже не так тесно.

Город Ветлуга - начало нашего маршрута. Этот райцентр Нижегородской области известен с XVII века и знаменит своим спиртзаводом. Экзотика, однако! Стоит попробовать, рекомендуем! Город стоит на правом крутом берегу реки. Город - Ветлуга, река - Ветлуга! Красота!

Место старта - под автомобильным мостом на левом берегу напротив города. Женщины с мостков полощут белье. Август выдался прохладный, и на пляже нет ни одного купальщика. Наша флотилия - это две байдарки-двойки и одна тройка. Проходя мимо местных рыбаков, в изобилии разместившихся на берегу, ловим на себе их любопытные взгляды. Течение очень медленное, ускоряется только под крутым берегом на поворотах. Река широкая, но мелкая, приходится постоянно следить где идет основная струя. Иначе - посадка на мель и потеря времени на босоногую проводку.

Почти все населенные пункты на нашем маршруте расположены на правом берегу Ветлуги. Поэтому предпочтительно во избежание нежелательных контактов с местным населением ночевать на левом, но, увы, там не так-то просто найти подходящее место. К слову сказать, рыбацких биваков вдоль реки великое множество, но отнюдь не все они подходят для установки палаток.

Средняя часть маршрута наиболее интересна: относительно безлюдные берега, потенциально рыбные места, свободные хорошие стоянки, пустынные пляжи на поворотах... Сама река сужается и становится более извилистой, течение немного ускоряется.

После впадения р. Сеплас Ветлуга распадается на два рукава. Правый со слабым течением долго петляет, ну а мы выбираем левый, недавно промытый. Втягиваемся по узкой протоке в извилистый лесной коридор. Шум предупреждает о приближении к глинистому перекату. Проносимся над ним со скоростью не менее 15 км/ч. Приходится отгонять обычную отпускную расслабленность - здесь не мудрено и перевернуться. Еще несколько поворотов - и снова шум. Здесь цена ошибки еще выше: уровень воды низкий, а дно покрыто острыми камнями. И это при быстром течении. Участок изобилует мелями и коряжником, того и гляди пропорешь тонкую байдарочью шкуру. Это спортивная изюминка маршрута. После слияния рукавов на левом берегу среди высоких сосен - роскошный бивак со столом и скамьями. Чуть ниже по течению поджидают рыбака окуни и щуки. А под такой улов полагается и сувенир Ветлужского спиртзавода :).

Ближе к Варнавино появляются снующие по реке моторки. Их моторы слышны уже на рассвете. Более часа приходится идти по пологой правой дуге и наблюдать на высоком правом берегу сначала ближние деревни, а затем и само Варнавино. В поселке есть магазины, где можно пополнить оскудевшие запасы, а при желании, и выехать на автобусе или попутке до конечного пункта нашего маршрута - до станции Ветлужской.

После Варнавино в километре ниже по течению - остров Карасевский, где можно организовать обед. Сам остров полностью отделяется от суши только при большой воде, а в межень таковым фактически не является.

После обеда на острове Карасевском найти место для ночлега на предпочтительном левом берегу проблематично. Весь левый берег зарос кустарником и высокотравьем, изобилует комарами и мошкой. В конце длинного прямого участка, начинающегося у села Богородского, на правом берегу есть великолепное место для бивака, но оно часто бывает занято.

Оставшийся кусок маршрута уже не представляет такого интереса, как средняя часть: населенные пункты на правом берегу, народ на реке, однообразная и малоизвилистая река.

Конец маршрута - станция Ветлужская. Проходящие поезда и электрички до Нижнего Новгорода, магазины. Возможен, однако, и другой путь: на судах "Заря" от Ветлужской (пристань ниже ж/д моста) с одной пересадкой до Юркино, а оттуда "Метеором" до Нижнего Новгорода, а потом - до Казани.

P.S. Отдельная информация для рыболовов: местное население ловит на спиннинг и на поплавочную удочку на живца и червя.

Справочные сведения

Вид туризма: водный
Категория сложности: первая
Протяженность: 170 км
Продолжительность: 9 дней (с дорогой!)
Время проведения: август 2002 г.

Маршрут:
Казань - Н.Новгород - поездом;
Н.Новгород - Урень - электричкой;
Урень - г.Ветлуга - автобусом;
г.Ветлуга - пос.Варнавино - ст.Ветлужская - сплав по р.Ветлуга;
ст.Ветлужская - Н.Новгород - электричкой;
Н.Новгород - Казань - поездом.

Карта:

Авторы: Кашеваров А., Щедров В.



Хронобаза - большая база по водным маршрутам на Veslo.Ru Баннеры на нашем сайте

©1999-2024Dmitry Dunaev & Radik Shafigullin
Хостинг - «Информационное агенство IF»
Дизайн и CGI-скрипты - Дмитрий Дунаев

Дата обновления: 25.11.2009