«Филькина Грамота» - Статьи на сервере «Спортивного Туризма в Татарстане» (http://tourism.intat.ru/papers/).

Сергей Семенов.    «Открытие сезона - 2000»

Открытие сезона - 2000

Маршрут: р. Юшут - р. Илеть
Время: 10-13 июня
Состав участников: байдарка «Тандем» (Таймень-2) - Игорь и Света,
байдарка «Элнет» (самодельная каркасная двойка) - Сергей и Таня.

Поход, о котором я пишу, вполне мог не состояться из-за капризов природы, либо стать сущим мучением для всех нас по той же причине. Ничего этого не произошло, за что я благодарю все силы небесные и счастливый случай и предлагаю вам свою хронику.

I день: бурное знакомство.

Мост на лесовозной дороге

Всю ночь накануне лил дождь и утром слегка пробрызгивало, но мы решились ехать. Начинаем сплав у моста рядом с п. Мочалище. Кроме моего отца, провожают нас в поход пастух и десятка три любопытных коз. Река довольно широкая, но быстрая, берега низкие и много песчаных мелей. Примерно через километр встречаем старый железнодорожный мост на лесовозной ветке.

Завал

Коряг становится больше, всё внимание вперёд. Вот первый завал, который приходится обносить, после него вся команда дружно брёвна фоткаться, но через мгновение с жутким визгом чуть было не прыгает в Юшут: на бревне грелся уж (а кто больше испугался - ещё вопрос).

Идём дальше. Рядом с правым берегом в кустах из воды торчит ... гитара. Видимо, по большой воде, кто-то, кильнувшись, решил спасать более ценные вещи, а гитара-то того, уплыла. Река такая же быстрая, ям и омутов нет вообще, а коряг полно. Правый берег снова преподносит сюрприз: Таня замечает стоящую в воде половинку байдарочного весла с воткнутым внутрь здоровенным ольховым дрыном. Берём весло с собой про запас, кое-как обломав дрын, чтобы не переворачивал байду. Стоянок пока не видно, пристаём перекусить перед очередным обносом завала (до четвёртого обноса я досчитал, потом надоело). Вскоре после этого у какого-то рыбака спрашиваем, сколько до моста. Он клянётся, что около 3 км, что наводит на мысль: либо мы бысто ломимся, то ли у него с дальномером не всё в порядке (потому что по карте раза в 4 больше).

После очередной остановки, садясь в байду, Таня каким-то непостижимым образом оказалась стоящей в лодке, плывущей по течению без вёсел навстречу судьбе. Инстинктивно ухватившись за сучок над головой, она осталась ногами в байде, которую тянуло течением. Со стороны казалось, что нижняя часть туловища уплывает вместе с байдой, а верхняя - остаётся на месте, обхватившись руками за сук. Вдоволь насмеявшись, я положил конец борьбе, взявшись за корму байды, сев в которую, я продолжал смеяться, пока не получил в зубы, на манер конских удил, собственное весло (я о нём грешным делом забыл, а мы уже плыли, ну вот оно и застряло меж двух коряг, а меня на него надело, ничего, зубы вроде целы, но смеяться больше не хотелось). Очередной встреченный рыбак «обнадежил»: по его мнению, до моста километров восемь (похоже на правду). Третий туземец дипломатично молвил: хватит еще! Обрадовал, называется, Сусанин.

И снова на правом берегу замечаем что-то до боли знакомое. Случайно опустив взгляд перед собой, я внезапно вижу такой же предмет в собственной байде. Да это же пластмассовая спинка от шпангоута! Да, тонул кто-то крепко, раз спинки посрывало, они ведь несъемные.

Юшут на участке Мочалище-Шелангер

Ищем стоянку. Огромное поле с километр в диаметре после обсуждения забраковали: палатки видно за версту, а нас маловато. Идем дальше. Перед очередным завалом, ожидая, пока пройдет «Тандем», мы не учли силы течения. Байду прижало левым бортом к завалу, правым хлебнули литра три воды, у меня в кармане залило карту и спички. Кое-как проталкиваемся вперед и сразу за завалом встаем.

Вечер с шашлыками и ландышами

Сушимся, разводим костер, жарим шашлыки.

Осматриваем байды: у «Тандема» один прокол и ещё сорвало протектор, у нас течи нет, но расшаталось центральное сочленение кильсона. Да уж, речка... Игорь, отойдя от лагеря, вернулся погрустневшим: специально громко топал, распугивая гипотетических змей, а настоящая свернулась клубком и ждала его, гадина. Заметил её метра за два и успел отойти, но весь поход потом без весла он от лагеря не отходил.

Ночью была жуткая буря, палатку не унесло только потому, что в ней были мы.

II день: пороги.

С утра очень холодно, нет даже комаров. Но плыть всё же надо. Отчаливаем, постепенно входим в ритм. Через километр подходим к мосту.

Мост на автодороге Шелангер-Морки

Сразу за мостом - приличный каменный порог. Игорь идёт первым, но его траекторию мы не проследили, далеко. Удачно проходим первый слив и с размаху садимся на камень на втором, течением начинает разворачивать бортом к потоку, байда опасно кренится, но мы каким-то чудом не переворачиваемся, а, оттолкнувшись веслами, благополучно скользим дальше. Догнав «Тандем», узнаём, что Игоря со Светой постигла та же участь.

Порог Водозаборный

Река становится глубже, завалов меньше. В 1,5 км ниже моста - порог «водозаборный». Воды мало, поэтому решаем обнести его по левому берегу. Пока вытаскивали байды, Игорь случайно сел на кол, после этого что-то в его поведении неуловимо изменилось. Идём дальше.

Татьяна рассеяно скользит взглядом по правому берегу и задумчиво так произносит: о, смотри, коврик... Ух ты, коврик! - кричу я и табаню. Отличный туристический коврик застрял в кустах и полощется по течению. Забираем трофей с собой. - Так, мне бы ещё пару шпангоутов, - делаю я очередную заявку.

Вскоре после этого встречаем завал, стоящий наискосок по течению. Оно коварно прижимает нас к деревьям, целя острым колом в Татьяну. Долго и бесполезно боремся с течением, потом Таня вылезает на завал и переходит по нему, а я кое-как протискиваюсь под деревьями. Река всё такая же быстрая, но попадаются приличные ямы, берега стали выше, есть обрывы. Приходим в Ошутьялы, останавливаемся для разведки. К реке подходит бабка с коромыслом и вёдрами (до деревни с полкилометра, не меньше). Увидев нас, удивляется: Я думала, туристы бывают только майские. - Мы тоже туристы, просто поздние, - успокаиваем мы её. Удовлетворённая ответом бабка бодро полезла с вёдрами обратно в гору. В районе деревни два бревна-мостика, через оба байды перетаскиваем без обноса.

Последняя стоянка перед устьем

Останавливаемся далеко ниже Ошутьял. Устали все здорово, нет сил разбить лагерь. Немного отдохнув, метрах в двухстах ниже стоянки на берегу находим прислонённый к сосне деревянный крест. Я смог разобрать только: «... Алексей ... вич». Рядом скамейка, на ней бутылки. Две сосны обломаны обе на высоте 3- 4 метров. Странно, похоже на языческое мольбище, но зачем крест и откуда он? Непонятно. Стоянка неплохая, только из соседних кустов от меня смотался здоровенный уж, жаль, Игорь не видел.

Вечером рядом с лагерем долго ездил мотоцикл, по звуку - «Восход». Приготовили мачете на всякий случай, но сельский байкер не появился. Позже я опять его услышал, работал он как-то неровно, с перебоями. Прислушавшись, понял, что это храпит капитан «Тандема». Света утром сказала, что Игорь ещё и стонал и ворочался, переживал бедняга.

III день: благодать.

Мы на обрыве

Утро третьего сплавного дня встретило солнышком. Но Таня не дала мне расслабиться: увидев, как я упаковал спальник, она гневно воскликнула: - Ты почему его так плохо свернул? И - бац мне по щеке, а через мгновение, мило улыбаясь: - Ой, комарик сидел. Ну да ничего.

Каменистый перекат в устье

После стоянки прошли всего ничего, как начался каменистый перекат, очень быстрый, тут не до фоток. Река вырывается на луга, и тут мы понимаем, что это устье! Вот это да, так быстро! Останавливаемся позагорать.

Дальше по полноводной Илети плывём не спеша. Под железнодорожным мостом - приличный порог на месте разрушенного моста. Сваи под водой, делаем разведку с моста.

Железнодорожный мост через Илеть

Первыми идём мы, проходим удачно. Света с Игорем тоже. А дальше - финиш, правда, под конечным мостом ещё один перекат, причём с водоворотами, но это уже пустяки. Всё. Маршрут пройден, причём для моей самодельной байды он - первый!

Р.S.: Пара советов тем, кто пойдёт за нами. Юшут - не экстрем конечно, но и не болото. Идя туда, нужно иметь опыт и выносливость. Хотя все реки у нас считаются первой категории, я смело назвал бы его «двойкой». Рыбакам делать там почти нечего - слишком сильное течение и мало удобных мест. Комаров много, но не смертельно. Протектирование байд обязательно. А в целом - очень красивая и интересная речка. Удачи.