Туризм в Татарстане
Рассказ о путешествии 5 к.с. в необычном для русского туриста районе - Монгольском Алтае. Новые горы, новые перевалы и даже сплав по одной из монгольских речек. Водный туризм в Татарстане По горам Восточного Саяна. Зимнее путешествие вокруг Мунку-Сардык

Главная | «Филькина Грамота» | Отчеты о походах | Спортивный туризм | Клубы

PRO Speleo - Спелеология в Поволжье

Рушана Валеева
Байка о Байкале
Версия для печати | Комментарии (0)

Берег Байкала
31 июля 2002 г.
День Первый
Вечер, поезд Казань-Москва. Последние часы последнего дня предпоследнего летнего месяца.

Поезд, вино Кагор, сладкий арбуз - подарок Зайтуны и провожающей толпы, который уже выпирает наружу, давя на живот...

Провожало нас много человек: 22 с хвостиком...

А уехало всего 5: Женя, Антон, Серега, Ольга и Я, впечатление об отъезжающих... будто уезжала целая рота призывников... только вместо слез были смех и улыбки радости и зависти...

Приятно, жуть, как приятно уезжать и видеть за окном столько улыбающихся и завидующих лиц друзей.

Рюкзаки неподъемные... даже смешно на них смотреть, но скоро будет не до смеху.

Байкальский рассвет
1 августа
День второй.
Все тот же поезд, только утро.

Забиваем очередь в туалет, время 8.00. Через 3 часа будем в Москве. За окном горят торфяники, все в дыму. Невозможно дышать и видеть...

Под вечер...

Поезд Москва-Северобайкальск. Затарились пивом на все 5 дней, но наверно будет маловато... Попили пивка, поели рыбку, приклеили все вещи скотчем к окну, чтобы не улетели далеко: часы, соль, витаминки...

Нижний Новгород, где нас должна встретить Зайтуна, но мы еще не знаем, что она нас не встретит, и поэтому мы оббегаем весь вокзал и привокзальные киоски... и выискиваем всякие причины, помешавшие нашей встрече...

Проспала, заблудилась, застряла в лифте, просто опоздала, записалась в отряд добровольцев по тушению пожаров торфяников, что угодно...

...А ты опять сегодня не пришла
а я так ждал, надеялся и верил...

Лелеяли надежду еще раз покушать арбуз, накрыть на стол, с ней отужинать, а она...

Сосна
Солнце
2 августа
День третий.
День. Все тот же поезд.

Все наши вчерашние ожидания, желания встречи со знакомыми лицами сегодня оправдались и осуществились.

Сладкий теплый утренний сон и приятные грезы прервался Мышевским воплем: "Там Ленки приехали!!!!" и убежал...

Что это? сон? Где я? Я почему-то долго соображала как мы заехали в Ярославль (он мне похоже снился), он же не по пути, но минут 20 я ходила по платформе Ярославля, абсолютно в этом не сомневаясь.

Но с такой радости хватило ума соскочить с верхней полки, одеть кроссы, открыть оба глаза, выскочить на перрон и расцеловать девок. Они нас оказывается ждали, встречали и искали в купейном вагоне с 5 утра. Т.к. они направлялись тоже на Байкал, но с другой компанией и на другую сторону озера (Иркутск) и уезжали на 3 часа позже, то мы решили клеить им записочки на столбах и киосках мороженного.

Опять поели тронувшуюся рыбку, курочку, заели все пищеварительными ферментами и опять сели кушать.

Рассвет на Байкале
3 августа.
День Четвертый.
День. Поезд все тот же...

Хочется спать, а ощущение такое, что свободной минутки нет, все время что-то надо делать: шить обвязки, зашивать катамаран, штопать дырки, вырезать стельки, взвешивать продукты, подсчитывать граммы и кушать, кушать, кушать...

Вечер. Банкет в честь знакомства с Московскими туристами, в результате которого из нашего купе доносились цитаты и сцены из мультиков, детские песенки, а на станциях мы катались на черепахах и играли в мячик.

За что нас прозвали ненормальной, буйной компанией.

Дорога
4 августа.
День Пятый.
Поезд все тот же...

Дни летят быстро и неуловимо проносятся мимо, как скорый поезд, когда ты стоишь на перроне. Или перрон, когда ты едешь в поезде...

А мы все продолжаем писать и клеить записочки... нашли себе развлечение. Сейчас была последняя станция Тайшет, на которой это удовольствие прекращается, мы разъезжаемся.

В этот день появилась фраза похода... Дело было так: ехали по Сибири и смотрели в окно... Тут Мышев увидел жалкие построения и очень удивленно, восторженно и с восхищением, обратив наше внимание на это, воскликнул:
- О! Дачи! Смотрите, смотрите, дачи, дачи...

Будто он увидел трех слонов, стоящих на китах... или...

А запах... Он меня преследует, и не только меня... это бич поездного переезда, испорченная курица, протухший омуль...

Лена
5 августа.
День Шестой.
Поезд все тот же...

4 утра по Москве, по местному 9. Мы уже встали и делаем всякие последние приготовления. Собираемся, укладываемся. Проезжаем красивые места, вдоль реки через перевалы. На улице с утра был туман, далеко не видно, дубак, команда оделась утеплилась и успела огорчится, что теплых деньков мы больше не увидим, и солнца тоже. Проехали Лену, а когда заехали на перевал, то открылась панорама: синее небо, ясное солнце, и туманная долина реки Лены, откуда мы выехали. И все это как на ладони. Так мы выезжали из тумана, все ближе к солнцу, все выше к небу. Становилось светлее, теплее и радостнее.

14.00 По Москве. Северобайкальск. Живем поместному времени, а здесь сейчас 19.00. Соседи-туристы из Москвы уехали дальше, а мы все еще разведываем обстановку (забросят нас до губы Бургунды или нет).

БАЙКАЛ... Уже успели с ним поздороваться и поцеловаться. И он меня успел ощупать и даже подарил мне синяк при падении... больно, но приятно... Красивое озеро, даже море, чарует и очаровывает, манит и притягивает, глубокое и прозрачное, таинственное и открытое, обозреваемое и туманное, безграничное и в то же время кажется, что можно дотянуться до другого берега, буйное и спокойное, доверчивое и пугающее... пугающее своей мощью и силой...

Не успели мы приехать, как уже знаем все про местного владыку: бога Байкала - Бархана, которого надо кормить или поить, чтобы он дал нам погоду и не трогал нас своей страшной силой. При каждом принятии... следует спрыснуть это дельце... прыснуть на камень или на землю Бурхану как жертвоприношение.

Порт
6 августа
7-й день похода.
Утро. Порт СевероБайкальск.

Помылись, покупались в Байкале. Вода холодная, но привыкнуть можно. Остановились здесь мы вчера под вечер. Это яхтклуб, порт и военная гостиница. Палатки поставили между вагончиков, домиков, лодок, огромных кранов, чтобы не проспать свой момент. Здесь же есть специальное кострище с готовыми дровами, воду черпают прямо из озера, там же где моются и купаются, моют посуду, где стоят лодки, а вода все равно чистая и прозрачная. Люди здесь добрые, что охранник, что хозяин лодочной станции, который разрешил нам покататься на водном велосипеде по Байкалу... и все бесплатно!

На губу Бургунду заброситься можно только по воде. Вот мы искали варианты. С утра до четырех вечера.

Губа Бургунда
7 августа
8-й день похода.
Губа Бургунда.

Мы уже забросились. Вчера плыли на катере "Ермак" 6 часов, вдоль левого берега Байкала. Успели замерзнуть и поджарить на солнце носы, т.к. сидели на носу палубы, укутавшись в спальник. На место приплыли в 23.00.

Препятствие
Завтрак... Итак, пара слов о нашем завхозе: Оля - вегетарианец. И все будущие трудности уже начали чувствоваться. Что же будет дальше? Кашу я еще не пробовала... рис соленый на воде, даже без кубиков... Я еще не слишком нагуляла аппетит, чтобы желать эту еду. Вчера была соленная гречка на сухом молоке. Одно другого хуже. Опять интересует вопрос: Что же будет дальше? Одно успокаивает: Запах колбасы. Думаю в дальнейшем мы найдем альтернативу.

Прошло немного времени... Солнце закатилось за горы, свечерело..., а мы все еще здесь сидим. Шикуем...

Устроили рыбный день, покупались в Байкале и в заливчике, где вода теплее. Местный егерь Паша-колдун, у которого мы оставили 25 кг с команды, дал нам 5 свежесоленных омулей 3-х дневной выдержки (которыми мы полакомились и так и в копченном виде), 3-х беременных окуней (получилась классная жаренная рыба в сухарях, для этой цели специально тащилась сковородка). А тут еще попер вечерний клев... Серега начал удить. После 3-х Серегой выкинутых рыбок Антона тоже пробрал азарт и он тоже выкинул 2-х... После этого они решили вдвоем их ловить и не выкидывать, а собирать на уху. Бросили жарку окуней и стали дергать мелочь одну за другой.

Вот такая здесь веселуха...

А собаки сперли пол палки колбасы. ВОТ ГАДЫ!

Вдоль Байкала
8 августа
9-й день похода.
Место слияния реки Куркула и озера Байкала.

Наконец-то появилась первая настоящая усталость, отбитость ног, мозолистость... Прошли 15 км за пол дня, причем делали обед (уху из 5 свежих омулей, все от того же егеря) и ели княженику - супер ягода , можно долго перечислять на что она похожа, на какие фрукты и ягоды, на вид похожа на малину, ростом как земляника, на вкус как киви. Объелись до степени боли языка. Покупались и позагорали и поперли дальше.

На верху

Пару неблагодарных слов о ходьбе по камням. Это ужас: ноги ходят ходуном, то направо, то налево, но не прямо. От жары пекло, пот весь вытек, голова кружилась, в ушах отстукивался каждый шаг, особенно когда рядом шли Антон и Серега и громыхали своими бутсами о камни, а камни проваливаются... бе...

До места ночевки, у впадения реки Куркулы в озеро Байкал, дошли в 18.00, а т.к. в первый день на месте не сидится, силы еще есть и хочется увидеть как можно больше, тем более пока на Байкале, то мы пошли на прогулку. Для этого пришлось перебродить ледяную Куркулу, залезть в гору, пройти вдоль обрыва... Но то, что мы увидели стоило этого. Мы лицезрели Байкал и его берега с высоты птичьего полета... Все таки странно, но человека часто тянет вверх, ближе к солнцу, к небу... хочется куда-нить залезть, забраться, вскарабкаться... В порту Северобайкальска залезали на подъемный кран и смотрели на Байкал, свесив ноги вниз, ощущая воздушное пространство и притягивающую плоскость воды под собой...

Местечко здесь классное, оборудованное под стоянку, тропинки выложены камнями, как плиткой на бульварах. Сейчас сидим и жарим гриб дождевик.

...А жизнь-то налаживается...(с)
вот только ноги гудят...

В гору
9 августа
10-й день.
Пока еще на Байкале.

Утро. Завтрак. Сборы перед бродом. Бродить будем с рюкзаками и в кроссах. Дует прохладный пронизывающий ветер.

13.00 Вот и накопилась куча злости за 4,5 ходки на командира и его утопические идеи. Просто существует такая вещь как женская интуиция и такая вещь как полностью не доверяться людям. И в голову лезут всякие мысли, как мы пошли не туда, можно было сократить и т.д. А когда ты идешь по тропе, то остаешься со своими мыслями и "от делать нечего" они врезаются в твое сознание и раскручиваются все с большей скоростью и находят все больше аргументов. Но потом только ты понимаешь, что это был гон, с которым ты прошел весь день.

На тропе встречается много команд, и одна из них (в составе 25 человек) нам сказала, что мы 17-я команда, которую они встретили. Туристы ходят из разных городов, очень много из Москвы, Свердловска, Новосибирска и Красноярска.

...Сейчас успели чуть-чуть отстать и заблудиться, а все из-за того, что командир для себя решил отдыхать меньше обычного на 5 минут. И как тут не злиться?

Обед. Настроение плохое, думаются опять такие вещи, как то, что это мой последний поход и что лучше матрасничать.

Ужин. Мы сладко поели и от еды всех торкнуло, как от спиртного. У всех ломит кости, и кажется пора спать.

Долина Куркулы
10 августа.
11-й день.

11.30 уже первые травмы. "Опасный участок" вдоль ревущей, кипящей горной речки по большим камням. Прыгая по камням Оля упала в речку и ободрала свой подбородок, оставив на камне кровавый след. Ей и ее травме была оказана первая медпомощь.

Странное в горах ощущение видимости. Уже сейчас видна наша цель: озеро Гитара, до которой кажется можно дотянуться рукой, кажется, что вот-вот дойдем, а на самом деле расстояние велико и уменьшается медленно.

Обед. Атасное местечко. Опять оборудованная стоянка в месте слияния Куркулы и Водопадной со сказочными соснами с огромными корнями и сквозными дуплами. Здесь нас опять догнала сборная команда из Новосибирска и Москвы, уже все никакие, они достали пенки и спальники и развалились отдыхать.

Вечер. 20.30. Праздничный ужин. У меня денрик. Народ - "извращенцы", впрочем как и я. И не ломало нас? В результате у нас 2 бутылки вина "Земфира" и "Киндзмараули", консервированные ананасы на закуску, прекрасный плов на ужин, жаренный хариус. Не обошлось и без местных приколов: мне в подарок привезли толстенный том Дж. К. Джерома "Трое в лодке" (лишний груз).

Дошли наконец-то до озера Гитара, прочувствовав все местные "прелести" на своем пути. Курумник (набор камней одинакового размера), живой курумник (когда камни двигаются, когда на них встаешь), по которому нужно бегать, чтобы не успеть упасть, курумник с водой (по реке), стланик кедровый и березовый (не знаю, что из них хуже) и всякое такое, ужасное.

Но сегодня было легче, чем вчера. Втягивание прошло удачно, только коленки трясутся и осталась интуитивная привычка прыгать с камня на камень. Ольгу сильно плющит и шатает от перегрузки.

День прошел... легко и непринужденно, красиво и приятно. День рождение с видом на озеро, водопады, горы, уходящее солнце, консервированные ананасы и рядом 4 человека, с которыми придется прожить еще 20 дней моей жизни.

Озеро Гитара
11 августа.
12-й день.
Озеро Гитара.

Сделали полудневку. Спали до обеда, помылись, покупались, побултыхались, поныряли в реке и озере, где плещется хариус и вода прозрачного изумрудно-небесного-голубого-синего цвета. Просто сказочно, что не обращаешь внимание на холодную воду и хочется нырять еще и еще.
Озеро Тазик
Большой Каскад

Сегодня, в оставшиеся пол дня предстоит подъем 400 метров до озера Изумрудное, по водопаду Большой Каскад, высотой 70 метров.

21.10 Сидим перед ледником, под г. Птица, г. Черского. Взлетели сюда за 4-5 часов, набрали высоту 460 м. Видели весь водопад, горные озера - прелесть. Особенно озеро Тазик.

Искупались в Изумрудном (так мы точно станем моржами), которое не зря называется изумрудным. Уже заметно холодает, вокруг не растаявшие снежники и ледники, растительность в виде травки и камни.

Изумрудное
Сегодня все дошли до белой ручки: Мышев после купания одел два носка на одну ногу и искал третий носок, мне не сиделось на последнем привале, я ходила кругами, залезала на камни, т.к. ломило и щекотало коленки до смеха (и не только моего). Ольге опять дурно. Серегу ломает. Только Антон подает нормальные признаки жизни.

12 августа.
13-й день.

Перевал Солнечный

Послеобеденное время, а обеда еще нет. Есть только гудящие, ноющие коленки, обветренные губы и огромная усталость. Ходили в радиалку на г.Птица (2426 м), стартуя с 1700 м. За 2 часа поднялись. Видок оттуда прекрасный и обширный, почти виден Байкал и долины. Взяли записку прошлогоднюю, оставили свою. Спуск был дольше и больнее. Зашли на ледник, посидели, потрогали живой лед. Остальные полдня тусуемся здесь, отходим.

Уря... прикольно, но мы уже потеряли счет дням недели...

На Птице
С птицы

20.00 Вечер. Прокапали незаметные признаки дождя, прогремел гром, подул ветерок и угнал все тучки к Байкалу, а мы сидим и смотрим на горы в лучах заходящего солнца. Парадоксально, но это факт, нас пронесло.

Поужинали. Для снятия нагрузки разбавили гранатовый сок спиритом... Ольга, будучи голодной, пассивной и уставшей от отдыха в лагере, пока мы гуляли, после еды стала очень активной, веселой и болтливой, завалилась к нам в "обезьянник" вместе с Антоном и мы сейчас лежим и почитываем вслух юморные рассказики Джерома. Поперли интересные разговоры о возрасте...

Солнечный
13 августа.
14-й день.
Перевал Солнечный.

Осталось пройти еще чуть-чуть: один снежник. Восхождение дается легко. Идем по снегу, продалбливая ледорубом ступеньки. Попали в такую фигню: с одного бока скалы, постоянно осыпающиеся, с другого ледник. И по этой щели мы лезли. Была возможность сорваться и уехать вниз под ледник, но мы ее упустили. Потом, вместо того, чтобы идти по снегу, мы пошли по любимым "живым" камням, что тоже вызвало бурю негативных размышлений на тему, что группа туристов идет на поводу у своего командира...
На Солнечном

Все еще продолжаются размышления на тему - почему гора Птица называется Птицей.

Все было бы хорошо, если бы не спуск с перевала Ежик (категория 1б). Крутой перевал, долину реки Молокон видно как на ладони, а спуск настолько крут, что склон не виден. Забрали записку, в которой группа пришла с другого перевала, вот мы и решили, что оттуда спускаться будет легче. По каньону организовали спуск в обвязках, по веревкам... долго спускались... Потом оказалось, что зря спускались, т.к. спуска дальше нет. Пришлось подниматься.

Лед
18.15 Мы сидим на перевале и обедаем. Попытались спуститься, не получилось, залезли наверх, нашли другой спуск. Женя побежал искать пути отхода, а мы варганим еду. Со снежника по капелькам собираем воду. Осталось 3 световых часа. Принято решение начать спуск.

Вот мы дошли до того, темнеет резко, дальше двигаться нельзя. Пришлось встать на ночлег в очень странном месте. На высоте 1,7 км под открытым небом на скальном пятачке. Вокруг одни скалы. Уклон плит примерно 45 градусов. И наше временное пристанище - как раз площадка для 5 человек, относительно горизонтальная.

Воду собирали опять по капелькам, которые стекали со скал. Спать будем без палаток. Скорее бы спуститься на нормальную, привычную почву, любимую землю. Неуютно как-то. Даже кружится голова от такой высоты, от долгого наблюдения за одной и той же панорамой и от постоянного напряжения и опасения за свою жизнь и спокойное земное существование.

И кто только дает категории этим перевалам? Мы уже 2 раза сбрасывались по веревкам, медленно шли и все еще не спустились. Вот нас здесь ночь и застала.

Перевал Ежик
14 августа.
15-й день.
Перевал Ежик.

Сегодня разгрузочный день. Мышев, дежурный, сославшись на то, что у команды изжога и несварение в желудках (чего ни у кого вроде не было), навалил в рисовую кашу какого-то лекарства, тем самым испортив завтрак. Каша была с сильным ментоловым вкусом. После нас на скалах остались кучки не съеденной каши. Переночевали нормально, все проснулись живыми, хотя вокруг сыпались камни. Жуть... Утром наблюдали рассвет в горах, рождение нового дня.

О! Опять камни посыпались. А наши привязывают веревку для спуска вниз.

Вчера все друг на друга обиделись, Антон был зол на нас с Олей, из-за того, что мы с ней разговариваем и болтаем, лучше бы было, если бы молчали, что попусту трепаться?

Вот я сегодня и молчу и Оля тоже. Серега и так все время молчит. Антон с Женей тоже только из надобности словами обмениваются.

Настроение не то, чтобы на нуле, а совсем в отрицательной плоскости.

Команда молчит. Нет смеха и приколов: запрещено Антоном.
- Молчи женщина!

ДА... женщина,.. такое глупое, тупое создание, особенно в походе. Придется потерпеть еще 2 недели. В принципе с ними все равно не о чем болтать, так что можно молчать и думать всякие гадости, что тоже крайне полезно. Так надоели их учения: где и как ходить. И вообще они иногда проявляют свою власть, определенную превосходством возраста. 10 лет не мало. Вот и чувствуют себя большими дядями, а мы их пионеры. Попробуй только их ослушаться. Сейчас опять зовут смотреть как надо проходить. Все равно пойду так, как мне удобно.

СПУСТИЛИСЬ!!! УУУФФФ! Объелись черникой, даже зубы болят и губы черного цвета, как у мертвецов. Пообедали на озере около водопада.

Страшно смотреть на эту гору, на этот перевальный спуск. Невероятно, что мы по ней спускались, что на ней ночевали. При сбросе высотой примерно 40 м сорвались Оля и Серега. Теперь у них обожженные руки в волдырях и царапины. Зато быстро спустились. Если бы мне раньше сказали, что такое бывает, я бы не поверила. Только что, все еще были ужасы спуска... серые острые камни. А сейчас валяемся на зеленой травке, около журчащего ручейка, мурлыкающей речки, вокруг синеют подснежники, сереют камни и белеют снежники, чернеет черника и возвышаются горы. Главное не смотреть назад, на ту... самую страшную...

Палатка
15 августа
16-й день.

Утро. На небе ни лучика солнца, тучки, покапал дождик, так и не намочив ничего. Осталось дойти до перевала Молокон, остаться там и отдыхать, пока сбегают за заброской. Скорее бы... Настроение чуть поднялось. Уже друг на друга не обижаются, не огрызаются, но в основном молчат и дуются. Черникой объелись... собрали ягоды в бутылку и делаем бражку.

Стоим на слиянии двух рек-водопадов высотой примерно 30 м. Ждем опять Антона. Он дольше всех собирается, т.к. у него много общака и котелки. Как обычно премся без троп и дорог через березовый стланик, который очень кривой и больно царапается. Он хуже, чем кедровый, правда и он здесь присутствует, оставляя смолу на коже.

21.30 И вот трое нас... Серега за главного, а мы с Олей - 2 тарахтелки, болтушки и хохотушки (пользуемся отсутствием Антона). Серега в основном молчит, но иногда извергает из себя дикое истерическое хихиканье.

Мышев с Антоном, злые, сердитые молчаливые и обиженные ушли за заброской. А у нас полудневка. Отрываемся по полной. Когда они ушли, сказали, что здесь много черной смородины, но я сколько ни искала, не нашла...

Эх! Болять мои крылья! (я о коленках).

Вид
16 августа.
17-й день.
Полудневка.

Уже полдня мы втроем матрасничаем. Спим, книги читаем, кушаем. Я создала мини бассейн для ног, ходить до речки лень.

15.00 а их еще нет. Мы уже варим обед. Когда же они придут? Хочется, чтобы они пришли уставшие и не захотели лезть на перевал сегодня... хорошо отдыхаем. Отсюда виден водопад Стеклянная Лента. Хотелось бы пойти поближе посмотреть, а они запретили уходить из лагеря. Приходится довольствоваться видами издалека. С перевала, на который мы пойдем вытекает туман, заворачивает к Байкалу и течет дальше, густой и белый как молоко. Может поэтому этот перевал называется Молокон, как и речка.

А крылья все еще болят!

Пришли! Злые и голодные, такие же как и ушли. Поругались что ли? С нами разговаривают на повышенных тонах. Они подошли к лагерю одновременно с другими туристами из Северобайкальска.

Мигом поели, собрались, утяжелили рюкзаки и пошли на перевал. По стланику, камням, по ручейку, лицом к лицу с водой, которая сбегая вниз спрашивала: Что же в другую сторону претесь? Что вы там наверху забыли? Все вниз катится и камни и вода...

За 2 часа мы уже наверху. Мошка достала.

Молокон
17 августа
18-й день.
В долине Молокон.

Утро. По земле стелется туман, а может это облака, которые можно потрогать. Опять много черники, руки и губы черные. Воды по близости нет, только лужа, которая осталась от пересохшего озера, и то тащится надо куда-то.

Почти у всей команды ноги в шоке. А до сплава еще далеко 2 дня выдержанной работы. Сварили черничный компотик. Какая прелесть!

Обед. Опять надоевший суп - каша харчо и махинации с кубиками.

Ужин. Сейчас почувствовалась усталость именно ступней ног от неудобной ходьбы. У Антона вообще беда с лодыжкой из-за него мы передвигаемся очень медленно. По болотам, настоящей тайге, где ходят только медведи и ненормальные туристы, проваливаясь по щиколотку в мох. Иногда шли прямо по реке, по колено в воде, пока не замерзали ноги.

Пол пути до нашей заветной цели - сплава, мы прошли. Значит завтра еще один такой же день. Мошка здесь просто обожает людей! Странно, но это чувство отнюдь не взаимно.

Да, еще хотелось записать краткое название всему этому, которое родилось в голове, пока шли:

Хождение по мукам!!!

Водопад
18 августа.
19-й день.

Утро. При хорошем нашем поведении и быстром хождении нам обещали сегодня дойти до сплава. А чтобы это осуществилось разгрузили Антона, дав каждому по 2-2,5 кг. груза. Посмотрим, поможет ли? Что-то он совсем исчах. Еще у него зубы болят и колбаску ему отваривают или жесткую корочку счищают. Ноги у него болят и мы ему все подносим и приносим, на что он смеется: "Не совсем еще я ног лишился, просто болят! Живой я еще!"

Оля ходит как в потемках, как зомби, как вампир, ощупывая все руками, шатаясь, спотыкаясь и шарахаясь.

Серега беспричинно хихикает, вернее у него свои неведомые нам причины. Иногда впадает в истерику и валяется.

Женя устает так, что вокруг него бегают зайчики и он вырубается на ходу, ходит кругами.

А я ...я еще ничего... впрочем со стороны виднее...

4 ходки по 30 мин. со скоростью тормозной черепахи, такой что можно вязать носки, но мы шли и грызли кедровые орешки, которые отнимали у белок (мы их пугали и они убегали, оставляя свою добычу).

Штаны Ольги превратились в лохмотья. Серега идет в солнечных очках (хотя сегодня первый несолнечный день за все наше пребывание здесь) и ничего не видит. Антон сделал себе мощный посох из дерева и сейчас полетит как ракета.

16.10 УРА!!! ДОШЛИ!!! До реки это может даже и Улькан, который нам нужен. Сейчас собираем катамаран и завтра поплывем.

Командир наш расслабился и расчувствовался, заболел, поник головой и ничего ему не нужно, пассивен ко всему, спокойный, тихий, молчаливый.

Вокруг гремит гром, сверкают молнии. Кажется дождь собирается... (с)

Дождя нам точно не избежать, что-то уж небо страшно выглядит.

Пожарили грибы (2 сковородки). Сварили костяничный компотик. Надули катамаран. На большее нас не хватило (просто никто не знает как что делать и в сырости возиться не охота). Доделаем завтра.

Туман
19 августа.
20-й день.
Место слияния Молокона и чего-то, получается Улькан.

Теоретически мы не успеваем на поезд. В описаниях сказано, что сплав длится 7 дней, а у нас до поезда всего 5. Еды хватает. Кушаем теперь больше, чем раньше. Сейчас еще пасмурно, но уже просветляется,. Временами светит солнце. Ноги в постоянном холоде, в ледяной воде.

СПЛАВ НАЧАЛСЯ! ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ, НА ТО И НАПОРОЛИСЬ!

Очень страшно, непривычно. Огромные подводные валуны. Все бурлит. Вода прозрачная и все камни видны, что усиливает ужас и восхищение. А нам все по фигу! Мы же в танке!!! Все камни пролетаем как на самолете... времени нет их объезжать.

На 4-й минуте сплава попали под расческу (ель) и Ольга с Антоном искупались. Причем Антон по пояс, а Ольга рядом и полностью, с головой.

Через некоторое время у Сереги сломалось весло (ручка), у Мышева погнулась железная ручка весла, которая впоследствии тоже сломалась.

Сплав - гадость, мокрое дело, когда мокрые ноги и под зад затекает вода. Иногда еще приходится вылезать в воду и тащить кат на себе.

Вот тут-то моя летопись искупалась... естественно не без помощи Оли. Она гребла для согрева после купания и сидела на моем рюкзаке, а т.к. мы периодически спрыгивали и запрыгивали на кат, то она все время сталкивала мой рюкзак в воду, пытаясь сесть не на него, а вместо него, приговаривая: "Подвинься!!!" Вечно промахивалась и улетала вместе с моим рюкзаком между пилонами. Неприятное зрелище... Хорошо, что рюкзаки привязаны, а то пришлось бы его догонять по течению.

Весь наш кат перекосило, как дауна, от езды по камням. Он еще и сдулся.

Сейчас завал и наша мужская часть команды перетаскивает кат, а нас не взяли... да мы и не обиделись...

22.30 Ужин после обеда, который был полчаса назад. Теперь можно сказать, что навигация нами открыта. День прошел.

Я тоже бултыхнулась в воду. Нас несло на корягу, я выгребала на всей скорости, а Мышев уперся в эту корягу ногой. Вот я и нырнула неожиданно по инерции с головой, прочувствовав скорость течения на своей шкуре, прозрачную бирюзовую воду и синее небо над головой. Я закрыла глаза, чтобы не видеть ката над головой и, как мне показалось, всех в воде. Выгребать с веслом сложнее, тем более когда не знаешь куда плыть от ката или к нему. Долго же я плыла, пока они меня не догнали, смеясь над моим падением.

После пошли одна завалы. Началось болото, река разлилась на несколько русел, по которым можно проплыть, не обносясь. Но это не всегда получалось и приходилось переносить катамаран. Забодались это делать. Только слышится:
- Отвязывай рюкзаки!
- Привязывай рюкзаки!
Чуть раньше:
- Слезай! В воду! Перетаскивай!
- Залезай! Садись! Че долго думаешь? Че спишь?

А когда же будем ловить обещанного хариуса? А как же рыбалка?

Осталось конечно всего 4 дня, и хочется уже домой.

Сплав все таки приятная штука, но только когда сухой, и посудина едет по воде, а не на тебе...

Пора вставать на ночевку. Мы посреди болот, но вот нашли приятный каменный пляж, что само по себе невероятно.

Катамаран
20 августа.
21-й день.

Утро. Услышав крик: "Подъем!", почувствовав ломку в конечностях, осознав, что ты не в состоянии открыть глаза и абсолютно нет никакого желания вылезать из теплого спальника, ты понимаешь, что слишком надолго это затянулось и уже хочется проснуться в теплой родной постели, обнимая любимую, мягкую ...подушку. Надоело спать в палатке, надевать влажные вещи.

14.00 Время обеда, а мы на воде. После ночевки обносились еще раз,.. несколько хитрых приемов, проходов по водопаду, приподнимание и утапливание бревен, спиливание их... и мы на широкой воде, к которой тоже надо привыкнуть. Пару раз я падала между пилонами задом, Серега зависал на березе, остальные вроде срослись с катом. Антон с Женей пытаются учиться грести вдвоем и у них это хорошо получается. Мы этому только рады, лежим болтаем, бакланим.

Начался настоящий сплав. Скорость воды приличная, примерно 10-15 км/ч. Вот в такие моменты льются только положительные эмоции и слова... Спокойно, приятно, тянет в сон, в с ума сводящую негу...

Вода прозрачная, холодная, еще нет водной растительности, одни камни, глубина в некоторых местах такая, что вода бирюзовая и на дне видно дно...

23.00 Вечер. Поужинали. Цинизм этих скептиков достает не только меня... только я долго отхожу, сержусь, но молчу, терплю... А Оля поругается, отвернется, повернется и опять улыбается и болтает...

На сплаве
21 августа.
22-й день.

Плывем и читаем подаренную книгу "Трое в лодке, не считая собаки". После долгого скитания встретили первых людей - рыбаков из Улькана. Они не дали нам порыбачить и посидеть на классном месте. Они нас обрадовали, сказав, что мы дальше, чем предполагали.

Вода холодная, солнце печет жарко, хочется купаться, а холодно.

Встали на ночевку на пляжике... с огромными деревьями. Сегодня осуществиться мечта об поджарке.

Вся команда веселая, кроме командира... он все злой, серьезный, сердитый. Никто не знает истинных причин. Сегодня встретили еще рыбаков.

Звери здесь огромные... едят и ничем их не остановишь. Во все дыры лезут, особенно в уши и в рот. Динамитом бы их всех.

ВСЕ!!! СЪЕЛИ!!! ПИСАТЬ БОЛЬШЕ НЕ МОГУ!

Водопад Плита
22 августа.
23-й день.

Утро. Завтрак. Разливаем чай. Антон, как дежурный, налив чай, расстроился, что чай жидок. Тут они стали выяснять, кто заваривал чай. Пришли к тому, что это сделала женская рука. Начали гундосить на женщин. Мы же с Олей переглянулись, пожали плечами и подумали, что кроме нас тут больше нет особей женского пола, а мы не заваривали...

Вскоре выяснилось... чай вообще не заваривали, просто не мыли котелок с прошлого раза и поэтому вода стала слабо желтого цвета, как жидкий чай.

Обед. Излияния на тему утопических идей командира.

Мы встали на стоянку. Логика командира поражает все больше и больше... Видимо вдали от цивилизации, она либо направлена в другую сторону, либо вообще отсутствует. Перед походом он, как человек-любитель всего красивого, клялся и божился, что вставать будем исключительно на красивых местах. Сейчас это опровергнуто и уже в который раз.

Первый красивый остров с пляжем и леском он забраковал, за отсутствием места для прогулок, зато сейчас 5 минутами позже мы встали на крутом берегу, резко уходящем вверх, куда уйти погулять проблемно. До воды, край берега с менее выраженным уклоном, состоит примерно из 1 метра осоки и 1 метра камней. Как вытаскивать сюда кат для подкачки, не влезая в воду, я не представляю.

Подснежники
Зато здесь есть одна достопримечательность, которую мы до сих пор еще не видели. Это большой круглый голыш (диаметром 0,7 м) с какашками, вокруг которого и расположился наш обеденный стол и костер. Но все молчат, наверно им это нравится... Тишину нарушают только звуки ломки дров, потрескивания костра, плеска воды, хождения по узкой полосе камней, хрипения лягушки (Сереге надоело сидеть в воде и он взялся подкачивать).

Что-то мне все надоели... хотя полчаса назад, когда ехали и читали книгу, я думала, что привыкла к ним и все они очень спокойные милые люди, которых будет не хватать. Из других поездок я приезжала более недовольная людьми... тут приполз большой цветной и дикий паук и накакал на мою тетрадь... здесь кругом одни какашки...

Итак, все же они еще ничего...

Но как можно не обижаться на такие глупые и непродуманные поступки, дела, действия...

Серега свой пилон накачал, а мой и не собирается... я так и думала... теперь уговаривают меня снять рюкзак, придется помочь, а то уронят еще в воду...

Оля качает наш пилон. Лягушка противно всхлипывает. Вот взять и испортить настроение такой мелочью, как стоянка на обед и камень с какашками. От этого я даже лист исписала. НУ ВОТ!!! Кушать зовут... а я так хорошо балдела...

18.00 Цивилизация дает о себе знать характерными для нее звуками езды машин, поездов уже близко ж/д и автомост. Ура! Люди! Мы доплыли, вовремя!

Когда мы увидели ж/д наш командир был так рад, что готов был кинуться целовать рельсы, что по неизвестным причинам не произошло.

Сейчас мы, самая мирная и радушная половина команды, остались одни. А начальник и его правая рука ушли в поселок за расписанием, а может еще за чем нить. А мы тут занимаемся хозяйством: Оля опять стирает, Серега развешивает стельки и носки... все развешивает и развешивает, развешивает и развешивает, что-то долго слишком... наверно весь запас, накопившийся за поход, а я как всегда констатирую факты и завпечатляю картину.

Теперь жалко, что все так быстро закончилось...

...Ах, мама, до чего хорошо!!!...(с)

Серега припер какое-то ведро с опилками и подсыпает под палатку. Неудачно поставил, ямы. Он вообще занимал должность установщика палатки. Каждый вечер устанавливая ее, он предварительно валялся на месте, ощупывая рельеф, выбирая тем самым оптимальное решение...

Я пошла возиться с катамараном, распутывать все веревки... мокрое дело...

Вот и они ...пришли ...принесли помидоров...

Рассвет в горах
23 августа.
24-й день.
Северобайкальск.

Ночуем на вокзале. Вечер. С утра ливень, дождь как из ведра, мокрые ноги и не только ноги, от дождя не спасает даже накидка... и по дороге под этим серым мокрым дождем навьючено плетутся пятеро измученных, усталых, ненормальных, которым не сидится дома... Погода не ставит тебя ни во что, абсолютно не считаясь с твоими желаниями и вода ручьями стекает по лицу, по подбородку, за шиворот. Дождевик промок и мокрой тряпкой обматывает твое тело, только мешая ходьбе. А ты идешь и ругаешься, а успокаивает только одно, что идешь домой, с каждым шагом все ближе к дому, в теплую цивилизацию.

Только я вошла в здание вокзала, где стояло человеческое тепло и пахло испаряющимися телами, стало так приятно, что хотелось сесть на кресло и в истоме впитывать в себя всю ауру цивилизации. ...Но тут приехал поезд (1 вагон), оказалось , что мы на него чуть не опоздали. ...И мы переместились в другую цивилизацию, в вагон с рабочим людом, который ехал в Северобайкальск. Тут уже смешались запахи каждого купе, в основном еды, выпивки и закуски, воняющих прокуренных и пропитых мужиков. Но нам было не до этого, ведь от нас тоже прилично пахло... и как самые мокрые, мы обильно испарялись и вагон был пропитан еще и сыростью.

Как только мы зашли на второй этаж вокзала в Северобайкальске, сразу достали кучу мокрых вещей и разложили по всему периметру. Пилоны, которые мы не успели просушить, палатки, тенты, дождевики, одежда, турики, стельки, носки... И никто из людей ни слова против не сказал. После этого мы установили легкое дежурство и погуляли по городу.

Оля сходила в баню и теперь благоухает. Я тоже благоухаю, но после горячей (!) воды в туалете (что было приятно удивительно!!!). Сходили покупались в Байкале. Вода кажется на редкость теплой... или это действительно так или мы закалились после горных рек. Пообедали и поужинали пивом и омулем свежесоленным. И т.к. поезд завтра после обеда, то мы остались ночевать на вокзале для полного высушивания вещей. Тут пришла уборщица и сказала, что вокзал закрывается и нам здесь оставаться нельзя, надо спросить у дежурной по вокзалу. Она нам оставаться не разрешила, сказав, что надо оформлять комнату отдыха, платить деньги и все такое... Но мы и усом не повели... так про нас и забыли, закрыв на вокзале, оставив полными хозяевами в этом чудном заведении, кроме нас там не было ни души.

Улькан
24 августа.
25-й день.

Час до отправления поезда. Классно переночевали... Ночью просыпались и не узнавали окружающей среды, снились странные сны: Женя плыл на кате ночью, т.к. не успевал на поезд и заплыл в ущелье, где скалами были гранитные стены вокзала, растительностью - цветы на балкончике, луною - фонарь на улице, туманом - дымка, журчанием воды - шум вентилятора... Он был этим поражен и стал меня будить:
- Рушана, смотри!
Я просыпаюсь и говорю:
- Что смотри?
Он понял, что облажался и замолк. Я же в своем сне тоже плыла на кате, меня покачивало, но открыв глаза я (после чтения Джерома про шлюзы) увидела дверь над головой, это была дверь шлюза, балкончик с цветами - это будка сторожа, гранитные стены - это блоки шлюза. Я испугалась, что ночью нас не заметят и спустят на нас воду и нас куда-нибудь засосет.

Вот такое влияние оказывает царство сновидений на нас...

Сходили на Байкал, искупались напоследок, попрощались, поцеловались с этим чудом Света. Сварили суп харчо, получился плов, затарились продуктами и опять омулем на ужин и завтрак...

В поезде. Наконец-то осталось несколько дней до дома... и постукивающие в такт колеса будут сопровождать нас до дома, навевая приятные мысли...

Панорама гор
25 августа, 26 августа, 27 августа, 28 августа
26-й, 27-й, 28-й, 29-й день отсутствия дома...

В дороге особых приключений не было... если не считать потерю личного состава команды. Антона...

В Новосибирске Мы побежали покупать мороженное, и он нам сказал, чтобы мы далеко не убегали, а сам смылся, купил водку и пошел на поезд, который уже медленно набирал скорость... и ему никто не захотел открыть дверь, вот так он и остался... в тапочках... Сутки мы ехали без него. В Свердловске он нас догнал. А сколько было разговоров о том, как люди опаздывают и догоняют свои поезда. И что толку? До него это не дошло, что можно бесплатно догнать свой поезд и он купил на последние деньги билет, сдал бутылку, купил супики, тарелку, ложку, кофе, сахар и сел в другой поезд.

В Свердловск мы приехали утром и 9 часов ждали поезда Свердловск-Адлер... Гуляли... Когда загрузились в поезд, Антон был уже с нами, мы были так рады... Вагон был чрезвычайно пустой, мерзкий и неприятный... в тамбуре не было ручки у двери и она всегда предательски захлопывалась, пока ты был в туалете. Кричи, не кричи, но ты заложник...

Но мы там оторвались на полную катушку.

Приехали в родную Казань, а там меня встречали те, кто провожал, с шариками, улыбками и все теми же завидующими лицами... Все же так приятно возвращаться... домой...

THE HAPPY END!

Личный состав команды:

• Мышев Женя - Командир и фотограф, мягкий, но притворялся строгим руководителем;
  • Рылов Антон - правая рука командира, вспыльчивый, но быстро отходящий, таскающий много вкусного лишнего груза;
  • Серега - медик, таскатель аптечки, спокойный, наблюдательный и хихикающий (без видимых нам причин);
  • Уланова Ольга - завхоз, вегетарианец, очень эмоциональный человек, выносила на своей шкуре все срывы;
  • Я - летописец и фотограф.

Казань, лето, 2002г.

Клуб хронических водников Баннеры на нашем сайте