«Филькина Грамота» - Статьи на сервере «Спортивного Туризма в Татарстане» (http://tourism.intat.ru/papers/).


Дмитрий Климов.    «Дзорагет - 2004»

Дзорагет - 2004

1-10 мая 2004 года.

Участники:
Набережные челны: Батушин Вячеслав, Ихсанов Ильяс, Климов Дмитрий, Сычев Сергей;
Москва: Цветкова Светлана, Вязьмин Дмитрий, Кинкулькин Дмитрий, Медведев Петр, Горенбург Леонид, Шетухин Андрей.

Предложение съездить в Армению на Дзорагет звучало довольно давно, еще с самой зимы, но особого отклика в наших умах не находило. Отчасти, поскольку зимой рано думать о весеннем сплаве, отчасти из-за «недешевости» сего удовольствия.

Но время шло, пришла пора определяться «быть или не быть» и как-то само собой вышло, что хоть народ подобрался достаточно бывалый, но в Армении-то никого из нас никогда не бывало. Оказалось, что и денег у всех на все хватает. В общем были куплены билеты на самолет Москва-Ереван-Москва. Собственно на этом все сборы и были закончены.

С 1998-го года мы ходим на водные мероприятия вместе с московскими водниками, которые в лице нашей единственной дамы, занимаются организационно-устроительной частью мероприятия. Итогом этого послужила встреча нас в аэропорту г. Ереван, заброска и выброска с реки, наличие лоции и описания, экскурсия по интересным местам Армении и, конечно же, съеденные коза и овца.

Но, по порядку. Внимательно изучили все вылеты в Ереван из Самары, Казани, Ижевска, Уфы... Выбрали Москву. Дешевле, удобнее, поскольку рейсы ежедневно и не по одному. До Москвы ехали на машине, там ее на десять дней и пристроили.

Прошлый раз вылетая из Домодедова в Норильск, нам было сказано, что содержимое полиэтиленовых пакетов не относится к ручной клади, не взвешивается и никакими бирочками не проклеивается. Поэтому после регистрации у каждого был в руках объемный пакет на 7-9 кг. В норму бесплатного провоза багажа (30 кг) мы уложились. Никаких замечаний к веслам и трубам для рамы у служителей аэровокзала не было. Кстати, негабаритный груз взвешивается при регистрации вместе со всеми прочими вещами, а потом относится к стойке негабаритного груза, где его уже не взвешивают. А ведь пока одну раму несешь к ней может и вторая привязаться... Эх, если бы и в Ереване так же было!

В самолете позабавило, что все объявления читаются трижды: на армянском, английском и русском языках. Атмосфера в самолете напоминала пригородную электричку. Все непрерывно куда-то ходят, что-то друг другу передают, общаются. Армения страна маленькая.

Никаких процессуальных сложностей с пересечением границы не возникло. Никаких бумажек, деклараций... Все быстро и весьма дружелюбно.

Московская часть нашей группы вылетела в Ереван на полдня раньше и успела оттуда дозвониться, что все хорошо, что нас встретит микроавтобус и довезет до Степанована, где они уже на реке поставили лагерь. Так оно все и случилось.

На реку приехали почти ночью, на следующий день отстапелились и после обеда начали сплав.

Сразу оговорюсь: группа у нас сборная из двух городов, и все повествование ведется большей частью от лица «татарской» части нашей группы и может не во всем совпадать с мнением столичных участников этого мероприятия, да может и не только их. А что делать, коллегиально писать не получается.

Сплав по Дзорагету хорошо описан Юрием Борисовым из Москвы (http://www.whitewater.ru/doc.php?rivers-kavkaz-03borisov), побывавшем там в мае 2003 года. Это была практически единственная информация найденная в рунете об этой реке. На ней, в общем-то, и был основан наш выбор этого маршрута.

Группа наша состояла из десяти человек. Все шли на двойках. Три двойки были собственного изготовления, длинные (3,8-4,2 метра) большого объема. Одна стандартная тритоновская, с острыми носами, малым объемом и спортивной внешностью и одна по объему была как раз в промежутке, между нашими походными и спортивным тритоном.

Сплав начали на пару километров выше автомобильного моста в Степановане и до начала Агаракского каскада особых препятствий не заметили. Потом до конца

Тактика прохождения, выработанная прошлыми маршрутами, была стандартной: первые два экипажа идут с наплыва тандемом в пределах видимости друг друга, в улове чалятся, поджидают, страхуют следующих и, освобождая улово, идут дальше. Если кусок реки не просматривается- чалка, быстрый осмотр одним-двумя и далее в зависимости от того, что увидели. Проблемные куски осматривали выставляли страховку, фото-видео, но первые два экипажа все равно старались идти парой в пределах видимости. Это на наш взгляд и проще и безопаснее. Проще потому, что второй видя маневры первого успевает выгрести куда надо, а безопаснее потому, что переворот на этой воде маловероятен, тем более для двух судов сразу, а страховка с воды эффективнее, чем с берега.

Всю реку мы шли на груженых судах. Никаких позывов снять рюкзаки и прогуляться с ними пешочком мы не испытали. Да и не заметили мы, что рюкзаки лишали нас свободы маневра. Параллельно с нами по реке шла группа из Москвы на двойках и четверках. Они выбрали тактику базовых лагерей, обносили вещи, шли налегке. Наверное, пустым идти лучше, но не настолько же, что из-за этого рюкзаки на себе таскать!

Особых проблем с «острыми камнями» Дзорагета, описанными Борисовым, мы не испытали, хотя несколько раз шкуры шились и клеились, но баллоны никто не порвал. Свою двойку, например мы продрали о торчащую из воды арматуру, заметили которую слишком поздно. Вообще, препятствия техногенного характера гораздо опаснее в силу их непредсказуемости. Несколько раз приходилось уворачиваться от торчащих в неожиданных местах бревен и натянутых тросов. К слову, обносов «татарскими» судами нашей группы не было сделано ни разу .Даже проходившую над рекой трубу мы не обнесли, а переползли через нее в самом низком месте. Это был единственный гарантированно вынужденный обнос на Дзорагете, все прочее шлось.

Отдельно хочется сказать про трубы. Их вдоль реки немалое количество самых разных: больших, маленьких, очень больших и очень маленьких. Все для воды, но откуда и куда течет по ним вода не знают часто даже местные жители . Некоторые трубы уходят вверх по склонам, некоторые идут вдоль реки. Часто по этим трубам идет питьевая вода из каких-то верхних родников, тогда на основе дырок в трубах или неплотностях в задвижках образуются настоящие родники с чистой ключевой водой. Одну трубу приспособили для самодельной гидроэлектростанции: поставили водяное колесо, пару шкивов с ремнями и генератор от какого-то автомобиля. Техника!

В статье Борисова перечислены места выхода из каньона наверх. Все это действительно так, но у нас сложилось чувство, что наверх можно выбраться почти везде. Четыре ночевки у нас было на реке и каждый раз мы выбирались наверх «посмотреть, что там - хлеба, вина, сыра прикупить». Всегда шли по дороге или хорошей тропе. Протяженность каньона невелика, он достаточно хорошо был когда-то обжит, поэтому проблем с выходом наверх, а тем более, при случае, аварийным быть не должно. Почти везде по склонам пасутся стада баранов и коз.

В советские времена на склонах каньона Дзорагета были организованные совхозами фруктовые сады. Ныне это все запущено, но местами поражает обилие цветущих ныне уже дикорастущих фруктовых деревьев.

Конечно, мы не прошли мимо всех тех исторических достопримечательностей которые были вдоль всего нашего пути, которые и составляли наш главный интерес к Армении. Это древняя крепость Лори-Берд.

Все, что смогли честно облазили, осмотрели, отсняли.

С дровами на реке особых проблем нет, но в ключевых местах и дров особых нет. В урочище реки нам предложил техник с электростанции спилить, по его мнению, ненужный телеграфный столб на дрова. Мы горячо поблагодарили, но пилить не стали. Если количество групп на реке увеличится с дровами могут в некоторых местах возникнуть проблемы.

В целом ощущение от сплавной части мероприятия очень приятное. Река быстрая, сплав очень динамичный, требующий постоянного маневра, в русле множество больших и маленьких камней. Никаких намеков на перевороты у нас не было, хотя в параллельно идущей группе пару оверкилей было (один сам видел, про другой только слышал). Шестерочных порогов действительно на реке нет, вода «мягкая», прощает ошибки, которые большей частью чреваты тем, что кат выбросит на камни, где будешь сидеть и шкуру драть, тогда, как правильно зашедшее судно степенно проплюхается рядом по основной струе.

Все вышесказанное относится к группам имеющим немалый опыт и уверенность в собственных силах. Ни коем образом не считайте это рекомендацией к прохождению Дзорагета. На реке полно мест, где осмотр и страховка обязательны.

На следующий день после разборки и просушки судов к нам приехал наш уже почти родной Манвел на «рафике» вековой давности, привез козу с овцой и сказал: «Будем делать праздник!» В общем, все это зарезали, сварили, изжарили, выпили сколько смогли, выслушали множество витиеватых тостов и поехали на осмотр древних армянских монастырей и крепостей. Храм Солнца в Гарни, I века; наполовину вырубленный в скале монастырь Айриванк-Гехард, XII-XIII веков; монастырские церкви Св. Апостолов и Св. Богородицы IX веков на оз. Севан.

Очень красивая полуразрушенная крепость стоит на правом берегу Дзорагета, напротив порога «Финиш», перед антистапелем.

На Ереван времени у нас почти не осталось (к огромному нашему сожалению: этот город заслуживает более вдумчивого к себе обращения), успели лишь прокатится по городу на авто, купить домой коньяки-сувениры и пообедать. Потом уехали в Эчмиадзин, поглазели на резиденцию каталикоса, прогулялись по городку и в аэропорт.

Аэропорт Звартноц нас сначала «порадовал» своим аэропортовским сбором (625 руб./чел.), а потом отложил наш вылет на несколько часов. В аэропорту в «Duty free» можно (что и было сделано) докупить армянского коньяка и армянских вин. Все опасения насчет ограничении ввоза крепких спиртных напитков оказались беспочвенными. Таможенные и аэропортовские служащие в Домодедово, увидев наш багаж, даже багажных квитанций не спросили.

Вот в общем и все.

Автор: Дмитрий Климов, Набережные Челны, (е-mail: klimov_dv@mail.ru)


CGI script ©2001-2003 by Dmitry Dunaev