«Филькина Грамота» - Статьи на сервере «Спортивного Туризма в Татарстане» (http://tourism.intat.ru/papers/).

Ильгизар Хайруллин.    «Где-то далеко за Байкалом»

Где-то далеко за Байкалом

Летом прошлого года сборная команда Казани по пешеходному туризму совершила поход пятой категории сложности по самой высокогорной части Байкало-Становой физико-географической области - хребту Кодар. В этом отдаленном и труднодоступном районе, еще совсем недавно являвшемся "белым пятном" на географических картах, туристами Казани пройдены сотни километров пути по дикой тайге, топям и болотам, суровым горным ущельям и каньонам, преодолены более десяти сложных скально-ледовых перевалов. Один из перевалов разведан и пройден впервые и назван именем 70-летия Октября.

Предлагаем читателям записки из дневника участника этой экспедиции.

Правильно говорят, что все познается в сравнении. Мы имеем большой опыт походов по Памиру и Тянь-Шаню, Кавказу и Саянам, Хибинам и Уралу. Но этот высокогорный район Северного Забайкалья запомнился нам как самый труднодоступный и красочный. Поход включал в себя все сложности экспедиционной жизни, какие только могут встретиться в трудном путешествии в глухие неизведанные места. Весьма впечатляющими в этом путешествии были контрасты природы. С восхищением взирали мы на высокие горные хребты, заросшие дикой тайгой глубокие ущелья, каскады водопадов изумительной красоты, низвергающиеся с высоких круч; озера многочисленных оттенков в глубоких "цирках", с айсбергами причудливой формы...

Суровость северного пейзажа в этих краях чередуется с мягкой красотой южных гор. Среди дремучей тайги сверкают на солнце снежные шапки скалистых вершин; продвигаясь по болотистой лиственничной тайге, неожиданно выходишь на многокилометровые безжизненные песчаные пустыни с мощными валами барханов. На высокогорных лугах рядом с альпийскими розами - рододендронами - встречаются полновластные представители северной тундры - мох ягель, карликовая береза, багульник. Рядом с буйной таежной растительностью тянутся по долинам рек на многие километры сверкающие белизной наледи. А то вдруг в дикой тайге неожиданно наткнешься на обрамленные камышом зеркала лесных озер в окружении красавиц берез, точно таких же, как в нашей родной Татарии.

А сколько раз мы, как в невероятной машине времени, переходили из осени в весну, из лета в зиму! Рядом со спелыми ягодами черники соседствуют места, где только распускаются почки, тянутся к свету первые весенние цветы. В жаркий день вдруг поднимается холодный ветер, набегают темные тучи - и только что зеленевший альпийский луг превращается в снежное поле...

Начальным пунктом нашего маршрута был поселок Чара, куда доставил нас поезд. Выполнив все необходимые формальности, наш отряд в восемь человек вышел в трехнедельный путь.

...Перед нами возвышается зубчатая стена Кодарского хребта, которая обрывается полукилометровым уступом к Чарской котловине. Просматривается узкая теснина Мраморного ущелья, образованного бурными потоками Среднего Сакукана. У подножия хребта расстилается зеленое море тайги. А на переднем плане, сквозь частокол стволов, виден бурный поток удивительно чистой воды. На фоне высоких скалистых гор Кодара пылает на речной косе разведенный нами костер, освещая дикую тайгу...

Одно из главных событий нашего похода - прохождение нового перевала через Среднесакуканский хребет.

Группа после перенесенной накануне вынужденной отсидки из-за жестокой непогоды поднялась в запланированный для прохождения "цирк". День выдался хорошим, хотя нет-нет, да и налетит отзвуком вчерашней непогоды снежный заряд или кратковременный дождь. "Цирк" имеет несколько возможных для подъема с этой стороны седловин. Первая попытка оказалась неудачной. Решили подняться к другой седловине. Короткие сборы - и связка-двойка в составе опытнейшего Саши Ашмарина и нашего штатного разведчика Ильдара Галимова отправляется в путь. Траверсом осыпей и снежников выходят они к подножию скал. И начинается подъем. Из нашего лагеря мы прекрасно видим разведчиков, их легкий, быстрый подъем по скальным поясам, разделенным горизонтальными полочками. Исчезая местами в складках скал, они выходят к основанию широкого снежного кулуара, дающего возможность обойти верхний, очень сложный участок скал. И вот мы видим на фоне синего неба отчетливо их крошечные силуэты. Над головами их появляется красный лоскут. Это условный сигнал - спуск есть.

Наверху никаких следов посещения человеком! Строим из каменных глыб контрольный тур и оставляем в нем капсулу с запиской. Перевал решаем назвать в честь славного юбилея именем 70-летия Октября.

...Впереди нас ждало "ледяное сердце" Кодара - самая высокогорная и суровая часть района, пик спортивности маршрута. Здесь нами были пройдены самые сложные перевалы маршрута, такие, как Трех Жандармов, Преображенского, Советских Географов и другие. А один из них, впоследствии названный перевалом Двойным, пройден впервые. Этот участок нашего маршрута стал настоящей изюминкой похода. На протяжении трех дней своеобразным ориентиром нам служили заснеженные скалы высшей точки района - пика БАМ.

Кодар запомнился нам своей суровой красотой, непередаваемым чувством победы на перевалах, победы прежде всего над собой: я сумел, я смог. Наши впечатления получили приятное дополнение от встреч с представителями животного мира. Одной из задач похода была регистрация и исследование поведения животных при встрече с человеком. Среди них можно назвать прежде всего бурундуков, пищух-сеноставок, сурков и других зверей и птиц. На одном из перевалов рядом с нашим биваком прогуливался целый выводок маленьких куропаток. Уже в заключительной части маршрута в широкой долине реки Апсат на ровной глади небольшого лесного озера посчастливилось увидеть семейство диких уток с выводком.

Редким везением можно считать встречу с горным бараном в верховьях долины ручья Дорожного. Эти животные очень осторожны, и увидеть их с расстояния 200 метров - большая удача. Долго мы любовались великолепным представителем фауны Кодара. Мы продолжили путь, а обитатель неприступных вершин и альпийских лугов гордо повернулся и величаво удалился в сторону хребта.

Самое же яркое впечатление у нас осталось от одной заочной встречи, правильнее сказать, несостоявшейся встречи с "хозяином тайги". На протяжении всего похода следы пребывания медведей мы встречали почти каждый день. В долинах, на таежных тропах свежие следы бурого великана стали для нас привычными. Это требовало особой осторожности.

...После преодоления одного из перевалов группа спускалась по узкому, загроможденному ледниковыми моренами ущелью. Хаос каменных осыпей постоянно чередовался со снежными полями. Утопая по колено в размокшем снегу, иногда проваливаясь в межкаменные пустоты под снегом, прошли мимо несложного перевала Проходного. Вдруг идущий первым Саша Макаров резко остановился и начал жестами показывать на поверхность снега. Подойдя поближе, мы увидели на снежной глади уникальную картину. По наклонной поверхности снежника тянулись очень четко отпечатанные параллельные следы двух медведей. До того все четко, что на каждом отпечатке можно было рассмотреть следы когтей, по величине лап можно было сказать, что это были взрослые особи. А шли они с перевала Проходного в долину ручья Благодатного. Случилось это еще ранним утром, когда наст на поверхности снега был крепким. Эту "встречу" можно назвать для нас вдвойне удачной. Вряд ли очная "ставка" с двумя взрослыми медведями была бы приятной.

...Наш трудный и сложный маршрут успешно закончился. Когда поезд медленно набирал скорость, увозя нас со станции Новая Чара домой, мы все прильнули к окнам, чтобы прощальным взглядом окинуть возвышающиеся над Чарской котловиной синие хребты Кодара. Трудные дни, проведенные в этой "сибирской Швейцарии", навсегда останутся в наших сердцах.