Туризм в Татарстане
Дороги, которые нас выбирают... Статья, опубликованная в журнале «Спортивный Туризм» о походе 5 к.с. команды т/к «Траверс» по Центральному и Восточному Кодару Байка о Байкале. Рассказ о путешествии у озера Байкал по Байкальскому хребту.

Главная | «Филькина Грамота» | Отчеты о походах | Спортивный туризм | Клубы
«Общалка» | «Из Рук в Руки» | Фотогалерея | Поиск | Ссылки


«Филькина Грамота»
Предыстория

Все статьи
Новые статьи
Популярные статьи

По тематике
Соревнования
Снаряжение
Питание
Походы
Районы
Прочее
Люди

Поиск в статьях


Кнопки

Страница спортивного туризма Архипова И.

Турклуб МАИ



Владимир Баранов
Велопутешествие по Великому Шелковому пути
Версия для печати | Комментарии (0)

Велопутешествие
по Великому Шелковому пути

1.Проводящая организация.

Путешествие организовано и проведено Барановым Владимиром Леонидовичем, старшим гидом-проводником спортивного туризма России, совместно со Станцией детского и юношеского туризма и экскурсий управления образования исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани по Кировскому району и Комитетом физической культуры и спорта исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани.

2. Справочные сведения о путешествии.

Вид туризма: велосипедный.
Продолжительность маршрута: 51 день (240 часов).
Протяженность маршрута: около 3000 км.
Сроки проведения: 15.02 - 11.08.2007.
Нитка маршрута: Бомбей - Насик - Джайпур - Агра - Дели - (пауза) - Астрахань - Волгоград - Саратов - Сызрань - Ульяновск - Казань.

3. Сведения об участниках.

Первые сотни километров преодолел с Владимиром Кочетковым и далее состав групппы был переменным. А завершающие сотни километров финишировал с Лаурой Валидовой, Александром Лаврентьевым, Алексеем Петровым, Земфирой Ризаевой, Камилем Хусаиновым.

4. Идея, цель.

Великий шелковый путь, как торговая магистраль возник в 3 веке до нашей эры и просуществовал до 16 века нашей эры. Немало опустошительных войн, разрушений, пожарищ, голода и мора видели древние, торговые города, расположенные вдоль шелкового пути. Одни из них канули в вечность, оставив потомкам развалины овеянные легендами, другие не раз полыхали в огне, погибали и вновь возрождались, чтобы поражать мир богатством, синевой куполов, ажурной терракотовой вязью мавзолеев и мечетей. Веками шумели разноязычные, восточные базары, сотни лет по пыльным караванным дорогам везли для продажи европейцам драгоценные шелка и каменья, пряности и красители, золото и серебро, экзотичных южных птиц и зверей.

Великий Шелковый путь, одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный и магистральный участок шелкового пути проходил через территории Центральной Азии. Караваны, груженные шелком из Китая, пряностями и самоцветами из Индии, серебряными изделиями из Ирана, византийскими полотнами, афросиабской керамикой и многими другими товарами шли по пустыням Каракумы и Кызылкум, через оазисы Мерва и Хорезма, безбрежными степями Сары Арки; одолевали перевалы Памира, Тянь-Шаня, Алтая, переправлялись через реки Мургаб, Амударью и Сырдарью.

На пути караванов стали возникать и расцветать богатые города, торгово-ремесленные поселения, караван-сараи. Туркмения - Мерв. Узбекистан - Бухара, Самарканд, Ургенч, Хива. Казахстан - Отрар, Туркестан, Тараз, Испеджаб. Киргизия - Джуль, Суяб, Новокент, Баласагун, Борскоон, Таш-Рабат, Ош, Узген.

Весь парадокс в том, что свое нынешнее название эта древняя дорога получила лишь в 19 веке по предложению Фердинанда фон Ризтгофена, автора классических трудов по физической географии Китая и орографии Азии, с легкой руки которого это наименование сегодня принято повсеместно. Тепло встречено мировой общественностью решение ЮНЕСКО о реализации международной программы "Великий Шелковый путь - путь диалога, взаимопонимания и сближения культур". Это и согрело мое желание путешествовать и увлекло в дорогу. Что-то уже ранее видилось, но что-то еще было не зримо собственными глазами.

5. Варианты подъезда и отъезда.

Для подъезда и отъезда использовались (из экономических соображений): в Дели и обратно - Швейцарские авиалинии; в Астрахань - Российские железные дороги.

6. Интересные встречи, впечатления, объекты.

Дней за 50 до старта велопутешествия по Южной Азии (февраль-март), после письма, из которого понял - состоится ОНО, стал во время бодрствования (не сна) ощущать беспокойство, пребывать в режиме повышенного волнения в связи с предстоящим будущим. На каких-то отрезках 50-дневного периода психологические тяготы даже вышибали из равновесия. Теперь, по возвращении, избавившись от того психологического груза-давления предстартового момента, пытаюсь отыскать конкретные причины влияния и не обнаруживаю. Видимо, комплекс позитивных впечатлений от относительного (абсолютное впереди) удовольствия от пребывания в Индии перекрыл предстартовый негатив раздражения. И утвердился я еще раз в
праведности слов великих предков "Плавать по морю необходимо!". Хоть играй словами здесь, хоть постигай смысл философски - вывод таков: передвигаясь, являя физическую культуру, вслушивайся, наблюдай, размышляй сам, без посредников формируя себя как человека, личность.

И даже давление от незнания хотя бы одного иностранного языка не портит впечатлений, а подстегивает к дальнейшему совершенствованию.

Теперь о фрагментных впечатлениях (избранных) от посещения Индии.

Быстрый (до 13 часов) перелет Москва - Цюрих - Бомбей и в стране контрастов, в чем-то предвидимых из публикаций читанных здесь в России. Но первые (а я впервые там) впечатления, живьем, глубоки и отличаемы от представляемых. Попадание в повторяющуюся ситуацию уже не вызывает растерянности, шока, потрясения от соучастия, а не предположения (при чтении заметок) и созерцания (при просмотре фильма, зарисовки).

В здании международного аэропорта служащая (в национальном одеянии "сари", а не в униформе) со специнвентарем (совок и веник), подойдя к нам, жующим бутерброды, просит поделиться с нею. Угощаем. Мы пребываем в зале около 4-х часов (ночное время) - так она подходит к нам с такой просьбой каждые полчаса.

Настало утро - выходим. На выходе из здания аэропорта навязчиво услужливые (двое) спрашивают - кто, откуда, куда, зачем, консультируют (как полезно знать хотя бы один иностранный язык - фраза из анекдота; чтобы не попасть в анекдотическую ситуацию!). Мы покупаем сами билет на такси (там так), несем
рюкзаки, они идут с нами к машине (наши древнеобразные "москвичи", адаптированные к индийским дорогам) и после посадки требуют, т.н. по-русски чаевые, по 20% каждому от стоимости (10$), уже оплаченного в кассу проезда за разговор с ними. А по окончании поездки и водитель претендует на "бакшиш". В Индии не писано, принят (из прочитанного ранее) "бакшиш" в размере 10%, но от 1$, т.е. 3-5 рупий. Частота попадания в подобные ситуации - при каждой попытке общения с окружающей тебя "торговой уличной средой". А может и в магазинах? Вывод: знать "устав монастыря" и быть готовым бороться за место, ближнее к Солнцу.

Из другого ряда. Встретились на улице и интуитивно спросили на русском двух девчат - они оказались музыкантками из Поволжья. Минутное общение! Но там его (русского языка) звучание от другого человека очень значимо! Еще однажды, уже в Дели, держал в руках продаваемую индусом книгу, написанную русским языком; дежурное содержание, но сам факт!

Об индийских велосипедах, приобретенных нами в Бомбее для путешествия. Потенциально по техническим (21 скорость) характеристикам значимы. Но (по-индийски) особенности технологии регулировки параметров и уровень сервиса в мастерских не позволили использовать конструктивно заложенный потенциал модели (выбор модели - отдельная партитура) даже на 50%. И эти в том числе (которое полностью не буду перечислять) ограничения очень весомо (до значительных изменений) влияли на параметры и условия преодоления маршрута. Но проехалось таки около тысячи километров. А расстояние, преодоленное между пунктами А и Б около двух тысяч километров.

В Дели. Идем по улице. Участок дороги предназначен для движения авто выезжающих, заезжающих во дворы. И наблюдаем. Женщина (около 25 лет), двигаясь сбоку от нас в нашем же направлении, мелодично стучит в маленький барабанчик. Две девочки (около 5 лет), на них обрезанные неаккуратно штанишки и обруч, впереди нас "идут колесом". Вторая женщина, двигаясь параллельно им, пытается затребовать с нас "бакшиш". В ответ мой спутник становится в стойку на руках и движется. Я предлагаю, что бы они заплатили нам "бакшиш". За этим из окон проезжающих автобуса и Мерседеса внимательно наблюдают пассажиры.

Очень значителен разрыв в достатке между слоями проживающего здесь населения - в десятки и сотни тысяч раз - таковы впечатления. И эти, живущие на улице/природе (климат здешний!) не исключение, как Лыковы в Российской тайге. Их составляющая в населении значительный процент. И выживают они в крупных городах. Естественный отбор. В мощной стране на Земле - вторая по численности населения (свыше миллиарда) и седьмая по территории.

От движения по выбранным нами индийским дорогам сохранилось впечатление, что это одна длинная улица поселения с короткими интервалами между построек и очень-очень интенсивным движением большегрузов, автобусов, легковых (отечественных от трехколесных моторикш до широкого спектра иномарок) авто, велосипедов, велорикш, мотоциклов, пешеходов, гужевых повозок по проезжей части. А тротуары или обочины приспособлены под торговые столы, прилавки, повозки или туалеты и свалки мусорные. Конструкция туалета поражающая пришельца - иноземца. Мужчины отворачиваются от движущегося по проезжей части потока, в городах иногда за отгородкой метровой ширины на высоте 0,5 метра от поверхности
асфальта. А женщины в дополнение к отворачиванию еще и приседают. На свалках мусорных священные индийские коровы (очень худые) кормятся среди бумаг пищевыми отходами, вроде банановой кожуры.

Некоторое из увиденного мною не демонстрируется в кино- видео фрагментах. И не все увиденное мною запечатлено на фото. Но в прогулках по Дели что-то зафиксировано из значимых культурных объектов, а информация о них взята из буклетов.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТОЛИЧНАЯ ТЕРРИТОРИЯ ДЕЛИ. Площадь 1480 кв. км. Административные районы: Старый Дели (муниципальная корпорация Дели), Нью-Дели (официальная столица Индии). Население 13782976 человек.

Историческая справка. На месте Дели в разные эпохи находилось, по меньшей мере, восемь городов. Первое поселение - Индрэпрастха - упоминается в эпосе "Махабхаратэ". Оно существовало более 3 тысяч лет назад и располагалось в районе нынешней Пурана Кила (Старой крепости). Второй город - Сири - появился в XII веке недалеко от Кутб-Минара. Руины третьего, основанного в XIII-ХIV веках при династии Туглаков, находятся в 10 км южнее Дели. От четвертого, Джаханпанаха почти ничего не сохранилось. Форт Фероз Шах Котла в
центре современного Дели - наследство Ферозабада, пятого города. Также на туристских тропах расположена крепость Пурана Кила - сердце шестого города, построенного императором Шер Шахом в XVI веке. В XVII веке могольский император Шах Джахан основал Шахджаханабад и перенес сюда столицу империи. Самый последний, восьмой город - Нью-Дели - построили англичане и в начале XX века перенесли сюда из Калькутты центр колониальной администрации Индии. В 1947 году он стал столицей независимой Республики Индия.

Старинные сооружения Дели поражают воображение. Например, "седьмое чудо Хиндустана" - самая высокая и Индии башни Кутб-Минар - непостижимым образом сочетает в себе стили, культурные и религиозные традиции разных эпох. Ее строительство было начато так давно, что историки не берутся точно определить, когда именно. Согласно легенде, уже в конце XII века дочь князя Притхвираджа Чаухана посещала Колонну победы - первый ярус этого здания, чтобы предаваться созерцанию Джамны. Основа Кутб-Минар сохранила элементы индуистской архитектуры. Но свое название башня получила в честь первого мусульманского правителя города, Кутбутддина Айбека. Здание росло на протяжении нескольких столетий. Последние ярусы, четвертый и пятый, и округлый купол появились на нем уже в конце XIV века. В результате землетрясения 1803 года купол разрушился, и до сегодняшнего дня не нашлось специалиста, способного восстановить его заново.

В 1564 году на улицах Дели было совершено покушение на правителя империи того времени - Акбара. Это послужило одной из причин, по которой город не стал столицей на пике расцвета империи Великих Моголов, при Акбаре и его наследнике Джахангире. Двор вновь переехал сюда лишь в 1638 году при Шах Джахане. Он построил на берегу Джамны новую крепость и окружил ее высокими стенами из красного песчаника, благодаря которым она получила имя Лал Кила - Красный форт. Сегодня это сердце исторической части Дели, одна из главных достопримечательностей города.

Сведения о происхождении знаменитой ЖЕЛЕЗНОЙ КОЛОННЫ, которая стоит на территории комплекса Кутб-Минар, теряются в веках. По одной версии, она была отлита в 895 году до н.э., по другой - еще раньше, во времена Махабхараты. До сих пор ученые не могут объяснить, каким образом древние мастера добились того, чтобы колонна, на 99,72% состоящая из железа, совсем не подверглась коррозии во влажном и жарком климате. Говорят, что тому, кто обнимет башню, прислонившись к ней спиной, обеспечено исполнение всех желаний.

ДЖАМА МАСДЖИД, Пятничная (Соборная) мечеть, - один из крупнейших мусульманских храмов в мире. Мраморные купола сооружения достигают 61,3 метра в высоту. В мечети может одновременно молиться до 20 тысяч человек. Здесь хранятся реликвии мусульманского мира: туфля пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги в камне, глава Корана, написанная, по преданию, под его диктовку, рыжеватый волос из бороды пророка и осколок надгробия, когда-то стоявшего над могилой святого.

Одно из новейших чудес города - бахаистский ХРАМ ЛОТОСА, построенный на пожертвования верующих в 1986 году. Лотос - универсальный символ всех религий Индии. Здание спроектировано таким образом, что в нем нет ни одной прямой линии. Оно повторяет форму наполовину распустившегося лотоса, состоящего из 27 лепестков, расположенных в три ряда. Лепестки сделаны из бетона, покрытого белым мрамором. Канадский архитектор иранского происхождения Фариборз Сахба окружил храм девятью бассейнами. Сооружение кажется гигантским белым цветком, лежащим на воде.

Конечно это не все, а лишь частное впечатление от пережитого в Индии. В Индию вот так еще раз не хочется, но убежден еще раз, что "плавать по морю необходимо"!

С Великим шелковым путем пересекался и Великий волжский путь. Через Казань проходил Великий Волжский путь, соединявший через Персию Восток, и через Скандинавию - Европу. Великий Волжский путь - мост между цивилизациями Востока и Запада.

Великий Волжский путь - торговая магистраль эпохи раннего Средневековья. Она сформировалась, когда сомкнулись два торговых пути: от среднего Прикамья до нижней Волги, который освоили скифы, и от среднего Прикамья до Ладоги, форпоста викингов. В VIII-X вв. этот путь способствовал мощному объединению Европы, такому, какого не было вплоть до XVIII века. Торговые связи были очень обширными: археологи находили в Скандинавии индийские вещи, а на территории Волжской Булгарии - мечи, выкованные в районе Кельна. В результате оживленной торговли и миграции возникали новые города.

Сегодня судоходный путь по Волге объединяет более 90 городов 35 стран мира.

Венера Фасхутдинова, журналист, город Казань. Велосипедное путешествие под руководством судьи по спорту всероссийской категории, старшего инструктора спортивного туризма, старшего гида-проводника спортивного туризма Владимира Баранова в июле-августе 2007 года по маршруту Каспийское море - Казань - демонстрация здоровья и физической культуры народа, населяющего Татарстан, неотъемлемой частью которого есть город Казань - столица республики. Казань, имея уровень культурной столицы татарской нации, отметившая свое
тысячелетие, предполагает в 2013 году свое непосредственное участие в качестве места, центра презентации физической культуры мирового студенческого спорта. Рассказать об этой цели Казани, показать мощь и готовность татарстанского народа, и молодежи в частности, средствами доступными велосипедному путешествию; по возвращению рассказать об этом землякам - это были задачи участников похода вдоль Волги в этом году. А в последующие года, до 2013 - в других регионах России и Мира.

В начале июля участники из Казани отправились в район северо-западного побережья Каспийского моря (оттуда наши предки следовали торговым караваном "Великий Шелковый путь"). Из предместий города Астрахань участники совершили путешествие в Казань, преодолев на велосипедах около 1900 километров за 30 дней. Средняя скорость 14,9 км в час. В день в среднем преодолевали по 60-80 километров.

Если вести разговор о людях, встретившихся им на отрезке путешествия Астрахань - Казань, то надо упоминать прежде о казанцах, без участия которых оно не состоялось бы. Руководитель исполнительного комитета муниципального образования город Казань Марат Загидуллов и его "команда", в составе которой Рамиль Хафизов, Ильгиз Фахриев, Сергей Озеров, Ильгиз Сарманов, Роберт Гарипов. А также земляки, татарстанцы правобережья Волги, оказавшие очень весомую поддержку - семья Хайрулловых, Александр Долгов, Зуфар Фатыхов.

В Астрахани велопутешественники встретились с Константином Гузенко, членом Союза журналистов Российской Федерации, специальным корреспондентом радио "Голос России" (город Москва).

К. Гузенко. Специально для "Голоса России" из Астрахани. Вед.: "Только вперед", - под таким девизом сейчас на юге России проходит необычный велопробег. В нем принимают участие несколько жителей Казани. Главная их цель - на личном опыте убедиться о существовавшем несколько
веков Великого шелкового пути, соединявшем через Россию страны Азии и Европы.

Велосипедистов-путешественников в Астрахани встречал наш корреспондент Константин Гузенко.

ПЛЕНКА.

КОРР.: Велопутешествие россиян по маршруту Индия - Каспийское море - Астрахань - Казань повторяет Великий шелковый путь. В прошлом - это одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая. Служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Свое нынешнее название эта древняя дорога получила лишь в XIX веке по предложению Фердинанда фон Ризтгофена, автора классических трудов по физической географии Азии, с легкой руки которого это наименование сегодня и принято повсеместно. Кстати, решением ЮНЕСКО даже разработана международная программа "Великий Шелковый путь - путь диалога, взаимопонимания и сближения культур".

Великий шелковый путь, как торговая магистраль, возник в Ш веке до нашей эры и просуществовал до XVI века. С Великим шелковым путем пересекались Великий Волжский и Великий Пушной пути.

Через Астрахань и Казань проходил Великий Волжский путь, соединявший через Персию Восток, и через Скандинавию - Европу. Естественно, это придавало Астрахани и Казани значимость городов мировой важности.

Об этом и многом другом я узнал у казанца, педагога по образованию и профессионального путешественника Владимира Баранова

Баранов: Великий Шелковый путь в феврале я прошел по Индии. Это путь наших предков. Эти 19 веков существовал путь. А главная цель сегодня - доказать, сумеем ли мы это повторить. Этот участок от Астрахани до Казани я намереваюсь пройти за месяц и 11 августа финишировать в День физкультурника, на стадионе во время торжеств...

Идея такая: проехать одно, а, во-вторых, найти подтверждение этому пути. Что касается этого маршрута, то я уже побывал в Индии. От Бомбея до Дели, по окрестностям. Потом дорога на Пакистан. Мой товарищ потом проехал Персию (Пакистан, Иран). Многие спрашивали, оказывали поддержку. В основном, информационную. Но и куском хлеба делились. Народ гостеприимный. Все это приятно. Что-то удивляло, приятно, в основном. Например, положение на дорогах. Очень интенсивное. Метр-два - все сигналят. Индия - страна населенная. Поселения по дороге не прерываются. Там все занято. Вторая по населению в мире... А по территории - седьмая. Надо всех разместить. Большая страна.

А дальше? По Европе в какой-то степени я ездил. Сейчас татарстанцы - на Северном полюсе. Осталось им флаг водрузить. В свой отпуск они двигаются на лыжах по 500-600 км.

То, что из перспектив: кое-что прорисовывается, через Казань в Скандинавию. Найти доказательства.

Живем памятью. А мои пожелания: как бы не было тяжело, двигаться вперед. Чувствовать себя уверенно в нашей жизни, не ощущать себя отодвинутым от жизни.

Корр.: Великий шелковый путь - мост между цивилизациями Востока и Запада. Это в 21 веке еще раз доказал Владимир Баранов, инструктор спортивного туризма России, через Астрахань возвращаясь в эти дни из Индии к себе домой, в Казань.

Там же, в Астрахани общались с Петром Фроловым, председателем маршрутно-квалификационной комиссии Туристско-Спортивного Союза России по Астраханской области, с Оксаной Ивановой, методистом Астраханской областной станции юных туристов, работниками областного краеведческого музея, группой активных велотуристов.

На территории Волгоградской области общение проходило с Валерием Комочковым, руководителем Общества Российских велотуристов-марафонцев (ОРВМ). С российской стороны он готовит уникальный велопробег "Париж-Пекин", рождающийся
по инициативе Французской Федерации велотуризма (FFCT) и Ассоциации евро-китайской дружбы, посвящённый Олимпийским играм 2008 года в Пекине. Старт намечен на 15 марта будущего года от Эйфелевой башни. За 120 дней, включая 20 дней отдыха, группа из сотни вело туристов пройдёт около 12000 км с расчетным временем финиша в Пекине 1 августа, за неделю до начала Олимпийских игр.

Маршрут проходит через 12 стран. Состав участников пробега: 25 французов, 25
китайцев, 50 участников из стран, через которые проходит маршрут. Российский участок маршрута проходит через Ростовскую, Волгоградскую и Астраханскую области. 6-12 мая для разведки и подготовки этого участка в Волгоград приезжали два представителя FFCT. Совместно с В. Комочковым они проехали по маршруту, обеспечив предварительную договорённость в десятке городов о размещении, питании, сопровождении ГИБДД, о встречах с молодёжью и т.п.

На территории Волгограда велопутешественники созерцали старт и вели общение с участниками международного веломарафона "1000 километров за 90 часов". Те активисты велотуризма, кто не рискнул стартовать на 1000 километров, проводили с казанцами следующие сотни километров пути в сторону Саратова.

В Саратове среди встречающих был Андрей Гриневич председатель
маршрутно-квалификационной комиссии Туристско-Спортивного Союза России по Саратовской области. Он напомнил о путешествии по Саратовской области и космических кораблей в 20 веке - приземление Юрия Гагарина, первого космонавта планеты Земля.

А в граде Сызрани (Самарская область) в краеведческом музее Владимиру Баранову вручили памятную грамоту, удостоверяющую о том, что был посещен
град Сызрань, основанный по указу царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев лета 7192 сентября и 18 день боярином и воеводой князем Григорием Афанасьевичем Козловским с товарыщи.

Казанцев в городах пути знают, говорят с уважением к уровню развития физической культуры и спорта. Такие спортивные команды как "Рубин", "Ак Барс" на слуху у многих людей Волжского пути.

В Волгограде же знают многих велосипедистов Казани по именам и лично.

Встречей в 12 часов с подвижной молодежной аудиторией и представителями Комитета физической культуры и спорта исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани на пляже "Нижнее Заречье" закончилось это велосипедное путешествие, как и предполагалось 11 августа во Всероссийский день физкультурника.

Слова огромной благодарности обращаю и сегодня я, Баранов В.Л. - Ахметову Исламу Шаехзяновичу, коллективам сотрудников Станции детского и юношеского туризма и экскурсий управления образования исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани по Кировскому району и Комитета физической культуры и спорта исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани за поддержку и соучастие в реализации путешествия.



Зоя Ященко и группа &quotБелая Гвардия". Официальный сайт Баннеры на нашем сайте

©1999-2017Dmitry Dunaev & Radik Shafigullin
Хостинг - «Информационное агенство IF»
Дизайн и CGI-скрипты - Дмитрий Дунаев

Дата обновления: 25.11.2009