Туризм в Татарстане
«Зима» вернулась в мае. Проект "Марийка" - Республика Марий Эл по-туристически Статья, опубликованная в журнале «Спортивный Туризм» о походе 5 к.с. команды т/к «Траверс» по Центральному и Восточному Кодару

Главная | «Филькина Грамота» | Отчеты о походах | Спортивный туризм | Клубы
«Общалка» | «Из Рук в Руки» | Фотогалерея | Поиск | Ссылки


«Филькина Грамота»
Предыстория

Все статьи
Новые статьи
Популярные статьи

По тематике
Соревнования
Снаряжение
Питание
Походы
Районы
Прочее
Люди

Поиск в статьях


Кнопки

Туризм на Урале

Простор2000 - Снаряжение для бурной воды и туризма.



Виталий Павлов
Знакомьтесь - порог на Меше!
Версия для печати | Комментарии (0)

Знакомьтесь - порог на Меше!

Много ли вы знаете мест в средней полосе России, пригодных для катания на порогах и тренировок на каяках, байдарках, катамаранах? Честно говоря, все эти места наперечет и спортсмены-водники знают о них все... И в то же время мало кто слышал о пороге на реке Меша возле Казани, в районном центре Пестрецы, под автомобильным мостом.

История появления этого препятствия такова: опоры моста ежегодно подмываются во время паводка, поэтому местные власти решили их укрепить. Для этого привезли на самосвалах и высыпали в реку большое количество глыб окремнелого известняка. Произошло это 5-7 лет назад, и в 1999 г. это стало известно нашему клубу РАФТ. В июле 1999 года двое ребят из клуба съездили на Мешу на разведку, попытавшись пройти по реке от деревни Конь. Они взяли с собой только одно судно - боб-кануполо и шли на нем попеременно, подтвердив наличие препятствия под мостом и нескольких перекатов значительно выше него.

Участок реки в Пестрецах - глубокий протяженный желоб корытообразного профиля с крутыми глинистыми берегами. Отзывы ребят о пороге были восторженными, и мы немедленно собрались в дорогу.

Приехав на место, мы увидели препятствие, которое даже в сентябре - по очень низкой воде - можно оценить не ниже 2-й к.с. для каяков и байдарок. Собрав свои суда (катамаран-двойку, байдарку «Таймень-2»), мы стали обкатывать порог в разных вариантах прохождений, разными экипажами и т.п. Пока один из инструкторов по очереди сажал ребят на катамаран, другой обучал их начальным навыкам гребли на байдарке. Разумеется, с первого раза не все получалось гладко: в одном из заездов байдарка задела за камень, сильно порезав шкуру. Пришлось кататься только на одном судне - спортивном двухместном катамаране, который в силу своей конструкции почти не боится камней.

После этого разведочного выезда стало очевидно, что:

  • надо приезжать на этот порог в период с начала апреля до конца сентября;
  • приезжать тренироваться можно даже после окончания рабочего дня;
  • добираться на рейсовом автобусе с грузом лодок и катамаранов неудобно, так что надо решать вопрос с транспортом до реки;
  • по весне следует устраивать тренировки перед походом, может быть, даже провести соревнования, - если позволит вода и береговая обстановка.

Так что в апреле 2000 г. мы неоднократно по выходным выезжали на порог в условиях половодья и каждый раз заставали картину, разительно отличающуюся от той, какую видели в сентябре. В первый апрельский выезд под мостом бесновались грязно-коричневые валы, все камни были залиты, но правая протока оставалась еще непроходимой. Каякеры много переворачивались, и катамаранам хватало работы по их страховке. Да и сами катамараны чувствовали себя не очень уверенно на непривычно мощной струе. Обычно в апреле в лесу остается еще много снега, так что у реки имеется потенциал для подъема уровня воды,

В последующие выезды залило и правую протоку, образовав громадную бочку, в которую не хотелось попадать даже на катамаране. Ниже порога бесновалась «жвачка» - место сбоя струй, которая легко переворачивала каяки и байдарки. Был потерян счет оверкилям катамаранов - они превратились из шокирующих в нормальный рабочий момент тренировок. Общая протяженность порога по высокой воде не более 150 м, перепад по низкой воде около 2,5 м, по высокой меньше. В пороге на Меше есть все элементы «настоящего» порога - валы, бочка, улова, «тени» от камней и опор моста.

Первые соревнования на Меше, состоявшиеся 12-13 мая 2001 г., имели своей задачей раскрутку этого уникального объекта, равного которому вряд ли найдешь в ближайших регионах России. Из гостей приехали только 2 команды из Чебоксар - молодые и опытные спортсмены. Среди казанских команд помимо сильных спортсменов выступили и некоторые любители-«матрасники». В итоге в протоколы вошли результаты 15 экипажей катамаранов-двоек. Каякеров было всего 4 человека. Надо отметить, что соревнования состоялись только благодаря любезному согласию турклуба «РАФТ» предоставить свои суда, инвентарь и снаряжение всем желающим выступить.

Большую помощь с самого начала оказала администрация Пестречинского района в лице председателя районного комитета по делам детей и молодежи Даминова Ильсура Маликовича, а также местные правоохранительные органы и «Скорая помощь». Был сооружен деревянный туалет, подвезены дрова. Для ведения соревнований мы использовали акустические колонки и радиомикрофон, которые очень сильно помогли комментатору Платову Константину.

Отметим некоторые моменты береговой обстановки, интересные для приезжих участников:

  • поселок Пестрецы полностью расположен на правом берегу, а полевой туристский лагерь - на левом;
  • порог расположен под автомобильным железобетонным мостом, у моста 3 пролета;
  • обеспечение участников чистой питьевой водой осуществляется из колонки возле крайних домов поселка;
  • имеется достаточный запас дров (на левом берегу в 150 метрах от палаток - молодой сосновый лес);
  • питание команд организуется в полевых условиях (примусы, газ, костер);
  • на правом берегу в 300 метрах от палаток - магазины;
  • стоянка автомобилей - вдоль дороги, иногда есть возможность съезда вниз на поляну туристского лагеря;
  • обычно оборудуется деревянный туалет;
  • есть определенное место складирования отходов и мусора (металлический контейнер для мусора);

По низкой майской воде 2001 г. наблюдалось обилие острых камней, которые поранили оболочки не одного судна. Так что к сезону 2002 г. мы обзавелись полиэтиленовыми и стеклопластиковыми лодками, практически не чувствительными к ударам о камни. Обновились и катамараны, так что наметился новый этап развития водного туризма в Казани.

В апреле 2002 г. соревнования прошли в ранге Открытого Чемпионата Татарстана по водному туризму. Приехали команды из Чебоксар, Цивильска, Лаишево. Помимо гонок на короткой дистанции ТВТ, провели командную гонку.

Результаты команд в общем зачете распределились так: 1- Дельрус (Казань), 2- Аргут (Казань), 3- КАИ (Казань). Количество экипажей катамаранов и каякеров значительно возросло по сравнению с 2001 г.

Апрель 2003 г. принес рекордно большое количество участников - и в классе катамаранов-двоек (34 экипажа), и в классе каяков (16 участников). Добавились команды из городов Тольятти, Йошкар-Ола, Зеленодольск, приехали на рекогносцировку из Ижевска, Бугульмы. Отличная погода благоприятствовала выступлениям, громкая музыка бодрила...Места в общем зачете распределились так: 1- АРГУТ (Казань), 2- ЛАДА (Тольятти), 3- РАФТ (Казань). Соревнования проводились на катамаранах-двойках, каяках (КНК, стеклопластик, полиэтилен). Порог доступен для катамаранов-четверок и КНБ, но мы не приветствуем эти суда на небольшой каменистой реке, такой, как Меша.

С самого начала соревнования на Меше проводятся Экстрим-клубом «Дельрус». Хочется выразить огромную благодарность магазину «АРГУТ» (директор Уткин Э. Р.) за предоставленные призы и помощь в организации, и Министерству по делам молодежи и спорту Республики Татарстан (министр Бариев М. М.) - за выделенные Главный Кубок, медали и дипломы. Главный приз, врученный лучшей команде - каркасная палатка «Аляска». В качестве прочих призов участникам дарили спальники, рюкзаки, коврики, весла, спасжилеты, наборы посуды, журналы «Вертикальный мир» и др.

На месте проведения соревнований можно было приобрести снаряжение для водного туризма от Экстрим-клуба «Дельрус». В сумерках происходила демонстрация на большом экране видеофильмов по каякингу, рафтингу, родео на бурной воде.

Планы на будущее:

  • по согласованию с местными властями собираемся удлинить порог и насыпать глыб известняка выше и ниже моста. Также необходимо несколько раскидать глыбы в центральном и правом пролете моста (в левом пролете это сделала река);
  • мы постоянно предлагаем местной администрации культивировать у себя этот вид спорта и подготовить спортсменов-каякеров и каноистов высокого уровня. Проблема - нужен тренер-энтузиаст для организации секции и ведения тренировок. С помещением обещали помочь местные власти. В этом случае можно было бы оставлять каяки в Пестрецах, а не возить их каждый раз из Казани;
  • собираемся провести в 2004 г. более зрелищный вид гонок - парную гонку;
  • необходимо развивать на месте проведения соревнований ярмарку водного снаряжения.

Информация для заинтересовавшихся - порог расположен в 35 км на восток от Казани, выезд из Казани по трассе на Набережные Челны, на кольцевой развязке - поворот в сторону Ленино-Кокушкино, далее - 2 деревни - Старое и Новое Шигалеево, после второй деревни развилка дорог. Нам вправо - на Пестрецы. В Пестрецах ехать по главной дороге вниз под горку к реке, порог расположен под мостом.

Информация для потенциальных спонсоров: приглашаем к сотрудничеству производителей снаряжения, магазины и др. Разместим Ваши баннеры и др. рекламную продукцию на месте проведения Открытого Чемпионата Татарстана, обеспечим возможность устного выступления Ваших представителей перед собравшимися спортсменами и зрителями.

Контакты с организаторами соревнований: Экстрим-клуб «Дельрус» и турклуб «РАФТ» - г. Казань, тел. (8432) 477424 моб. - Павлов Виталий, Факс (8432) 425596
e-mail: raft@km.ru, vitalii_pavlov@mail.ru

Фотогалереи порога на http://tourism.intat.ru/galery/

Автор: Виталий Павлов - главный судья соревнований.



СЛОВА И ВЕТЕР. Сайт команды байдарочников Баннеры на нашем сайте

©1999-2024Dmitry Dunaev & Radik Shafigullin
Хостинг - «Информационное агенство IF»
Дизайн и CGI-скрипты - Дмитрий Дунаев

Дата обновления: 25.11.2009