Туризм в Татарстане
Домашняя страница клуба туристов Казанского Государственного Университета Туристские клубы Татарстана Лето(зимо)пись мартовской прогулки

Главная | «Филькина Грамота» | Отчеты о походах | Спортивный туризм | Клубы
«Общалка» | «Из Рук в Руки» | Фотогалерея | Поиск | Ссылки


«Филькина Грамота»
Предыстория

Все статьи
Новые статьи
Популярные статьи

По тематике
Соревнования
Снаряжение
Питание
Походы
Районы
Прочее
Люди

Поиск в статьях


Кнопки

Туризм в Библиотеке Мошкова

Диагональный Мир



Е.П. Бусыгин, А.И. Кринари
Куйбышевское водохранилище и Казань
Версия для печати | Комментарии (0)

Куйбышевское водохранилище и Казань

Куйбышевское водохранилище расположено на территории двух областей - Куйбышевской и Ульяновской - и трех автономных республик - Татарской, Чувашской и Марийской. Из 6 000 квадратных километров площади водохранилища на Татарию приходится 2 900 кв. км, то есть около половины.

Повышение уровня воды в Волге и Каме вызвало подъем воды в малых реках. Так, воды Казанки поднялись близ устья на 11 метров против прежнего, и ширина реки у Казанского парка культуры и отдыха достигает 2,5 км. Теперь нижняя часть ее может быть использована для судоходства на расстоянии 40-50 км. Уровень Свияги близ устья повысился на 10 метров; более чем на 80 км река стала судоходной. Полноводными стали низовья рек Меши, Шешмы, Зая и др. Многие из них доступны в нижнем течении для плавания небольших судов. Все это дает Татарской республике около 500 км новых водных путей. Число пристаней в республике увеличивается в 2-3 раза. Казанский порт становится одним из крупнейших в Союзе. Большие механизированные пристани оборудуются в Зеленом Доле, Чистополе и др. местах. Татария получает возможность доставлять грузы дешевым водным транспортом в центральные районы республики и к причалам многих предприятий.

Разлив Волги и Камы в условиях водохранилища создает широкую зону затопления, особенно по левому берегу этих рек. На территории Татарии в зону затопления входят части приволжских районов: Теньковского, Нурлатского, Юдинского, Столбищенского, Верхне-Услонского, Лаишевского, Камско-Устьинского, Куйбышевского, Тетюшского и Больше-Тарханского, а также прикамских районов: Алексеевского, Рыбно-Слободского, Чистопольского, Кзыл-Юлдузского, Мамадышского, Шереметьевского, Елабужского и Челнинского. Общая площадь затопления составляет в этих районах Татарии около 200 000 гектаров.

В зону затопления частично или полностью попало большое количество населенных пунктов. В 18 районах республики полностью перенесены 78 населенных пунктов и частично 64. В числе их такие крупные, как г. Куйбышев (Татарский), который находится теперь на новой площадке близ с. Болгары. Защищены от большой воды города Казань, Зеленодольск, Чистополь; поселки Камское Устье, Васильево, Лаишево и др.

Подъем вод Волги и Камы вызовет повышение уровня подземных вод, которые в низких местах увлажнят почву пли даже выйдут на ее поверхность. Произойдет заболачивание, требующее организации мелиоративных работ и проведения противомалярийных мероприятий.

Создание Куйбышевского водохранилища существенно сказалось на всем облике столицы Татарии - Казани.

Широкая полоса поймы (около 4 км) отделяла раньше город от Волги. Территория эта не могла быть застроена, так как заливалась паводковыми водами Волги и Казанки. Прежний порт был мал, а оборудовать его надлежащим образом не представлялось возможности, так как в половодье он тоже затоплялся.

С созданием водохранилища Куйбышевского гидроузла положение резко изменилось. Волга подошла к городу, и Казань оказалась на самом берегу Куйбышевского «моря».

Воды Волги у Казани поднялись в среднем на 11,3 м от условного меженного уровня реки в прошлом и лишь на 3 метра не достигают уровня половодья 1926 г. - самого высокого за последние 200 лет. Разлившись. Волга затопила район устья р. Казанки, территорию прежнего порта, подошла к железнодорожному вокзалу и Ново-Татарской слободе. Теперь Волга и подтопленная ею нижняя часть течения Казанки широким полукольцом охватывают Казань, что раньше бывало только в короткие периоды половодья.

Однако образование Большой Волги и Большой Казани грозило затопить и подтопить грунтовыми водами значительные территории в черте города. В зону влияния водохранилища должны были попасть более 10000 зданий и 68 промышленных предприятий, среди них меховой комбинат и некоторые другие крупные предприятия. Опасности затопления подвергались также пригородные места, например, Поповка, Кукушкино, Победилово., Воскресенское, Борисково и др. Кроме того, для Казани, которая расположена на левом низком берегу Волги, сложенном легко размываемыми песчано-глинистыми породами, серьезной угрозой был подмыв волжской волной, достигающей иногда 2,5 м.

Чтобы избавить Казань от затопления, подтопления и разрушения берега реки, потребовалось возвести специальные защитные сооружения в виде системы валов, прикрывающих город со стороны Волги и Казанки, сети дренажных каналов и насосных станций.

Основной массив нижней части Казани защищает от подтопления дамба общей длиной свыше 14 км. Она начинается у пос. Борисково и прикрывает пос. Победилово, западную часть города, железнодорожный вокзал; затем, повернув к северо-востоку, она защищает Кремль и далее Федосеевскую улицу до Федоровского бугра.

Заречье (Кировский и Ленинский районы) опоясывают три дамбы и две плотины, общей длиной 7,6 км.

  1. Верхнезареченская дамба начинается у пос. Савиновская Стройка, прикрывает Козью Слободу и идет по пойме реки Казанки до Кремлевской транспортной дамбы. Длина 2,5 км.
  2. Нижнезареченская дамба защищает Гривку, слободу Восстания и тянется от Кремлевской транспортной дамбы до русла Казанки. Длина ее более 2 км.
  3. Верхняя плотина пересекает русло Казанки несколько ниже памятника павшим воинам, направляет реку в новое русло и служит защитой Кзыл-Армейской слободы. Длина плотины 600 метров. Новым руслом Казанки является канал длиной 4 км, который берет начало от излучины реки у Адмиралтейской транспортной дамбы, огибает Кзыл-Армейскую слободу, идет через оз. Максимовское и открывается в старое русло Казанки у Алебастрового завода (у нижней плотины).
  4. Нижняя плотина еще раз пересекает русло Казанки ниже Кзыл-Армейской слободы и защищает ее, а также слободу Красную. Длина плотины 900 метров.
  5. Дамба «Дубки» непосредственно примыкает к нижней плотине и прикрывает слободу Красную. Длина дамбы 1,6 км.

Для связи города с Кировским и Ленинским районами реконструированы Адмиралтейская и Кремлевская транспортные дамбы. Они значительно подняты и имеют ширину не менее 30 метров; Адмиралтейская транспортная дамба соединена с железнодорожной; через новое русло Казанки перекинуты мосты; памятник павшим воинам остался островом; участок его укреплен и будет оформлен красивыми лестничными спусками.

Общая протяженность валов-дамб и плотин составляет 26 км. Высота их достигает местами 12 метров.

Откосы дамб, обращенные к Волге и Казанке, укреплены железобетонными плитами и камнем. На некоторых участках им придан весьма пологий «естественный угол» наклона (2-3°). Здесь возникли пологие пляжевые берега, которые будут использованы для летнего отдыха населения.

Верхняя часть дамб покрыта асфальтом, позднее она будет архитектурно оформлена и озеленена. Особенно привлекательными станут Портовая и Кремлевская набережная дамбы, так как они явятся парадным входом в город со стороны Волги. Эти дамбы предполагается оформить двумя ярусами: первый (нижний) - представит собой аллею, огражденную со стороны Казанки и Волги литой решеткой; второй (верхний) - проезжую часть, покрытую асфальтом и украшенную скверами. Ярусы будут связаны лестницами. Красиво оформляются и спуски ,к воде, лодочным станциям, причалам пароходов. Здесь появятся уютные и красивые павильоны для отдыха, в скверах - кафе, торговые павильоны, беседки, фонтаны, скульптуры и т. д.

Между набережной и городом от Адмиралтейской дамбы до бывшего Троицкого леса пройдет зеленый пояс из деревьев и кустарников, а близ Кремля будет разбит парк площадью 25 га.

По Казанке до устья и вдоль всего побережья в черте города (включая пос. Дербышки Молотовского района) будет организовано движение водных трамваев с причалами к набережной. У Парка культуры и отдыха имени Горького появится городской пляж и водные станции. Вход в парк со стороны Казанки оформляется красивой лестницей.

Система дренажных каналов сооружена с целью понижения уровня грунтовых вод в нижней части города, некоторых пригородных районах и для сброса талых и дождевых вод. Каналы заложены с таким расчетом, чтобы грунтовая вода не вызывала заболачивания, а стекала в них. По каналам эту воду будут систематически откачивать в Волгу или в Казанку. Уровень грунтовых вод искусственно понижен, поэтому колебания его будут предотвращены.

Дрены сделаны двух типов: открытые (их большинство - 95% от общей длины) и закрытые - в районе городской застройки, под Федосеевской улицей, Кремлевской набережной и Портовой дамбами. Откачка грунтовой воды, а также дождевых и талых вод, стекающих в дрены, будет осуществляться семью автоматическими насосными станциями. Общая длина дренов составляет 45 км.

Известно, что мелководные, заросшие травою участки водоемов являются очагами развития малярийного комара. Б приказанском районе, если не принять соответствующих мер, таких мест появится довольно много. В целях борьбы с малярийными комарами в мелководных участках грунт будет срезан (углубление) или подсыпан (вывод на поверхность).

Создание Куйбышевского водохранилища и приближение Волги к городу вызвали необходимость строительства в Казани нового речного порта, вместо старого затопленного.

Для подхода крупных судов к городу сооружен специальный портовый бассейн, на берегу которого размещены причалы и портовое хозяйство. Бассейн этот имеет вид канала, который начинается от Волги и подходит почти к Ново-Татарской слободе. Ширина его в нижней части 200 метров, а у Ново-Татарской слободы - 400 метров. Судоходная глубина 6-8 метров. Со стороны Волги портовое водохранилище защищено валом-волноломом длиной 2,5 км. На выходе ул. Татарстан из города выстроено здание водного вокзала. Таким образом, новый речной порт разместился между железнодорожным вокзалом и Ново-Татарской слободой, ближе к последней.

Причальная стенка порта, длиной около 2 км, создана стальным шпунтом. Причалы оборудованы портальными кранами и другими механизмами. В ближайшем будущем Казанский порт станет одним из крупнейших в нашей стране.

Особое внимание обращено на благоустройство территории порта. Она будет озеленена, украшена скверами, фонтанами, скульптурами и станет красивейшим местом в Казани.

Е.П. Бусыгин, А.И. Кринари (Из книги "Очерки по географии Татарии", Казань, 1957)



СЛОВА И ВЕТЕР. Сайт команды байдарочников Баннеры на нашем сайте

©1999-2024Dmitry Dunaev & Radik Shafigullin
Хостинг - «Информационное агенство IF»
Дизайн и CGI-скрипты - Дмитрий Дунаев

Дата обновления: 25.11.2009